III Милоновские краеведческие чтения

4 ТУЛЬСКИЕ ГАСТРОНОМИЧЕСКИЕ БРЕНДЫ КАК СИМВОЛЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (материалы к словарю ) * В. И. Абрамова доцент кафедры русского языка и литературы Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Согласно исследованиям региональной идентичности, ее конструктами яв- ляются топонимы, прецедентные имена, хрононимы, достопримечательности регионального масштаба, изделия народных промыслов и соответствующие наименования, а также музеи (краеведческие, литературные или посвящен- ные выдающимся людям того или иного региона) [2, с. 757]. Можно включить в этот список и гастрономические бренды. Крайне важным является выделение вербальных символов, через которые выражается «коллективно создаваемый дискурс, имеющий географическую привязку» [1, с. 187]. Они определяются современными лингвокультуроло- гами как «вербальные средства самосознания» [3, с. 84] и выполняют культур- ные функции. Составление словарей региональной идентификации является одной из клю- чевых задач современной лингвокультурологии. Приведем примеры словарных статей, которые войдут в словарь «Симболарий региональной идентичности Туль- ской области» (тематическая группа «Промышленность и промыслы»): ВЕНЕВСКИЙ КРЕНДЕЛЬ / БУЛОЧКА-ВЕНЕВКА – символ плодородия, хлебосольства, гостеприимства, удовольствия. Данные смыслы выражены в загад- ке «Маленькое сдобное колесо съедобное» (веневская баранка). В СМИ булочку- веневку называют «гастрономическим брендом» и «символом Тульской области». Для коллективной памяти актуальны следующие знания: • изображение хлебной меры на гербе Венева (утвержден в 1778 г. Екате- риной II); • веневцы славились как умелые строители водяных мельниц; • в XVIII–XIX веках в Венёвском уезде действовало более сотни мельниц; • в Венёве всегда можно было купить хорошую муку и свежий хлеб; • в начале XX века в городе действовали крупные пекарни: «Торговый дом Тиняков Михаил Федорович с сыновьями», «Пекарня Петровых с чайной», «Булочно-бараночная лавка Родионовых»; • в пекарне Родионовых занимались выпечкой баранок; • в 2014 году Венёвское районное потребительское общество (РАЙПО) решило возродить традиционный продукт: двойную баранку в виде буквы «В» по оригинальному рецепту, получившую название булочка-венёвка. * Работа выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект 22-28-20342 и Правительства Тульской области (соглашение № 6 от 19.04.2022 г.) «Симболарий региональной идентичности».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=