III Милоновские краеведческие чтения

36 В рассказе «Руся» портрет героини – неотъемлемая часть произведения. Он даёт представление о необычной красоте и тонкой стати девушки. Ее внеш- ность гармонирует с глухим, но прекрасным миром заброшенной усадьбы, в котором она живет: « Худая, высокая . Носила желтый ситцевый сарафан и крестьянские чуньки на босу ногу , плетеные из какой-то разноцветной шерсти » [1, с. 80]. «Стиль бедности» украшал ее живописное лицо: «… она и сама была живописна, даже иконописна » [1, c. 80]. « Длинная черная коса на спине , смуглое лицо с маленькими темными родинками , узкий правильный нос , черные глаза, черные брови …» [1, с. 81]. В описании портрета выделяется запоминающаяся деталь – « маленькие тем- ные родинки » – это символ таинственности, загадочности, восточной красоты, притягивающей внимание героя. Отличается необыкновенной восточной красотой и героиня рассказа «Чистый понедельник» [1, с. 207]. Ее стать, грациозность подобна величе- ственности Шамаханской царицы: «…у нее была индийская, персидская кра- сота ». В ее облике так же, как и в облике Руси, доминируют детали черного цвета: «…великолепные и несколько зловещие в своей густоте черные волосы , мягко блестящие, как черный соболиный мех брови, черные, как бархатный уголь, глаза… » [1, с. 207]. Но в отличие от портрета Руси, русской девушки с восточными чертами, облик героини «Чистого понедельника» запоминается своим благородными, грациозными, чертами: « Мы оба были богаты, здоровы, молоды, и настолько хороши собой, что…нас провожали взглядами » [1, с. 206]. Отличительная особенность психологического портрета И. Бунина в том, что он никогда не рисует его подробно. По мере развития повествования автор возвращается к образу героини. В экспозиции он дает несколько импрессиони- стических штрихов, и лишь затем нанизывает одну деталь на другую, создавая яркий, запоминающийся образ женщины – загадки. Субъективно-лирическое начало, отличающее рассказы из цикла «Темные аллеи», способствовало развитию новых приемов психологизма И. А. Бунина. На примере отдельных рассказов цикла мы смогли установить, что психологический пейзаж становится проводником в тайный мир человеческой души, поскольку ге- рои рассказов связаны с миром природы. Пейзаж в рассказах писателя становится предвестником трагических событий, символом внутренних переживаний героев, лабиринтом, в котором спрятаны тайные переживания и чувства. Для создания образов персонажей И. А. Бунин использовал психологиче- ский портрет. Эскизные портретные зарисовки помогают точнее отобразить ха- рактер героев. Большое внимание автор уделяет портретам героинь. Умело найденные писателем портретные детали позволяют лаконично и точно указать на внутреннюю сущность характера. Литература 1. Бунин И. А. Повести и рассказы. – М. : Современник, 1997. 2. Круглова А. А. «Темные аллеи» И. Бунина: поэтика заглавия [Электрон- ный ресурс] // Вестн. КГУ. – 2008. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/search (дата обращения: 10.10.2022).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=