III Милоновские краеведческие чтения

35 « Стройный », но уже « старик-военный », « еще чернобровый, но с белыми усами » [1, с. 80]. В рассказе «Холодная осень» неожиданное наступление « удивительно ранней холодной осени » становится предвестником внезапных перемен в судьбе героини [1, с. 76]. Герои смотрят на « черное небо », которое знаменует собой трагические последствия наступившей войны. « Ярко и остро сверкали чистые ледяные звезды » как символ островков надежды, где возможно продолжение жизни, но жизни безрадостной, ледяной, как и сами звезды. Холод и леденящая чернота осеннего неба противопоставлены теплу « жаркой лампы » , висящей над столом в уютной комнате. При помощи антите- зы в изображении двух образов И. Бунин соединяет два мира – обыденный, уютный и неизвестный, неизведанный, пугающий. В рассказе «Ида» образ зимы насквозь пронизывает все повествование, становясь одним из главных лейтмотивов произведения, определяющих компо- зицию. В описании интерьера ресторана чувствуется дыхание русской зимы с морозным воздухом, белоснежными полями: « Мы прошли старый зал , блед- но освещенный серым и морозным днем , …оглядывая столы, только что по- крытые белоснежными тугими скатертями » [1, с. 78]. В портрете Иды рассказчик выделяет то, что запомнилось ему навсегда: « благоухание девушки, только что вошедшей в комнату с мороза …» [1, с. 79]. Зимний пейзаж становится сюжетообразующим элементом: опоздание героя на курьерский поезд происходит вследствие долгого пути по заснеженным доро- гам. Но из-за хаоса на железных дорогах, всеобщей сумятицы, причиной кото- рых стала вьюга, произошла неожиданная и всё переменившая в сознании геро- ев встреча. Снег « в невероятном количестве заваливший все и вся вокруг » символизирует лавину чувств, которая стихийно обрушивается на героев: « Гос- подин…во все глаза смотрел на белизну снежных сугробов …и со страшным замиранием сердца понимал только одно : то, что, оказывается, он уже мно- го лет зверски любит эту самую Иду » [1, с. 80]. Описание окружающей действительности, которое И. А. Бунин использует как один из психологических приемов в указанных рассказах, создает особый психологический настрой, становится ключом, помогающим разгадать тайну внутреннего состояния персонажей, их чувств, переживаний. Пейзаж, который представлен сквозь призму восприятия героев, а значит, сквозь субъективное изображение действительности, можно рассматривать как знак, символ психо- логического состояния героя в момент описываемого действия. В центре внимания рассказов цикла «Темные аллеи» находятся герой и ге- роиня, которые проходят испытание любовью. Но все же доминирующий ха- рактер женских образов составляет художественную особенность сборника. Рассказы И. Бунина отличает то, что женские образы детально прорисо- ваны, тогда как мужские эскизно прочерчены, изображены статично, даже линейно. Это объясняется тем, что женский образ представлен сквозь призму мужского восприятия. По мнению О. В. Савицкой, женщины вообще играют в «Темных аллеях» главную роль. Мужчины, как фон, оттеняющий характеры и поступки героинь…» [4, с. 75].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=