III Милоновские краеведческие чтения

34 ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЗМА В ЦИКЛЕ РАССКАЗОВ И. А. БУНИНА «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ» С. Н. Самарская ассистент кафедры русского языка и литературы Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Непревзойденным мастером психологической прозы XX века принято счи- тать И. А. Бунина. Как отмечал А. Г. Садовников, Иван Бунин придерживался высказывания И. С. Тургенева о том, что автор литературных произведений должен быть психологом, однако скрытым [3, с. 26]. Художественный психоло- гизм писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе, достиг наиболь- шего мастерства в цикле рассказов «Темные аллеи». В соответствии с жанровым своеобразием произведений, входящих в цикл И. А. Бунина «Темные аллеи», можно сделать вывод о специфичности психоло- гического изображения героев, для которой характерна емкость всех стилевых компонентов, включая элементы психологического отображения внутреннего состояния героев. При рассмотрении особенностей художественного психологизма в цикле рас- сказов «Темные аллеи» мы определили ведущую роль следующих психологиче- ских приемов: пейзажа как одной из форм отражения внутреннего мира персона- жа; портрета как основы для создания психологической характеристики героев. Обратимся к заголовку сборника. Он подобно первой ноте музыкального произведения задает тональность всему содержанию цикла рассказов. С одной стороны, темные аллеи – это дорожки для прогулок в тенистом вечернем парке, с другой стороны, – это темные закоулки человеческой души, лабиринт, в кото- ром спрятаны от посторонних глаз тайные желания, мысли. «Темные аллеи – это символ всего…непонятного, алогичного…Этот символ пронизывает все рассказы цикла, являясь ключом в пониманию замысла автора» [2]. Образ темных аллей с самого начала вводит читателя в мир природы, в котором человеческое бытие растворяется. Каждый рассказ отличается не- обыкновенной изобразительностью, живописной образностью стиля И. Бунина. Пейзаж можно назвать одним из главных компонентов мира литературно- го произведения. Рассказ «Темные аллеи» открывается картиной неприглядной осени: « В холодное осеннее ненастье , на одной из больших тульских дорог , залитой дождями и изрезанной многими черными колеями , к длинной избе…подкатил закиданный грязью тарантас…, тройка довольно простых лошадей с подвя- занными от слякоти хвостами » [1, с. 80]. В приведенном фрагменте использо- ван прием природно-психологического параллелизма. Картина осеннего запу- стения, увядания выступает в роли «зеркала», в котором отражается переме- нившийся облик героев. Черные колеи проходят не только по дорогам, они же испещряют и жизнь человека, накладывая отпечаток и на его внешний облик.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=