III Милоновские краеведческие чтения

32 в Москве, расставание со своим дворовым дядькой явилось для него настоя- щей трагедией. Дулебино на всю жизнь стало для Григоровича подлинной колыбелью та- ланта. Во многих его произведениях нашли отражение картины, хорошо знако- мые ему с детства: есть у него очерки, целиком посвященные родным местам (например, поэтичная «Смедовская долина», 1852). Григорович не раз замечал, что в Петербурге не может написать ни строчки. В Дулебино он приезжал за вдохновением, новыми сюжетами, здесь он учился подлинному русскому язы- ку. «Знакомый с простонародным русским языком только по редким книгам, которые удавалось читать, я стал усердно изучать его практически, проводя ча- сы на мельнице, беседуя с помольцами, разговаривая с нашими крестьянами, стараясь прислушаться к складу их речи, записывал их выражения, казавшиеся мне особенно характерными и живописными», – писал Григорович о своих ду- лебинских днях середины 1840-х гг. [1, с. 45]. Григорович прекрасно изучил не только русский язык средней полосы России, богатый пословицами, прибаутками, меткими выражениями, но и саму жизнь главного носителя и создателя этого языка – простого русского народа. Он постепенно стал прекрасным знатоком обычаев, поверий, примет, фольк- лорных традиций Тульской, Московской, Калужской, Рязанской земель. Его наблюдения отражались на страницах рассказов, повестей, романов. Небольшая повесть «Пахарь» (1856) стала настоящим гимном мудрому крестьянину- труженику, земле-кормилице, веками складывавшемуся русскому деревенскому миру. Недаром Л. Н. Толстой сразу же по выходе журнального варианта произ- ведения написал Григоровичу о «чрезвычайно выгодном впечатлении», которое повесть произвела на него. Высоко ценил Толстой и роман Григоровича «Рыба- ки» (1853), отразивший разрушающее влияние начинающейся капитализации на традиционные жизненные устои русского народа. «Рыбаки» изобиловали природными зарисовками Оки и ее окрестностей, что особенно впечатлило Толстого, который считал Григоровича лучшим мастером пейзажа в русской литературе. С семейством Толстого Григоровича связывало длительное и теп- лое знакомство (cм.: [3, с. 543–544], [4, с. 94]). Сестре Толстого Марии Никола- евне посвящен рассказ Григоровича «Очерки современных нравов» (1857). В своих «Литературных воспоминаниях» писатель оставил интересные сведения о жизни небогатого среднерусского имения в 1860–1870-е гг. Они вносят дополнительные штрихи в историю тульской провинции второй поло- вины позапрошлого века. Григорович – первооткрыватель темы крестьянской жизни в нашей лите- ратуре. Разумеется, и до него образы крестьян появлялись на страницах худо- жественных произведений, однако они были далеки от реальности. Ни «Бедная Лиза» Карамзина, ни «Барышня-крестьянка» Пушкина, ни малороссийские по- вести Гоголя и Даля – при всей их оригинальности и литературных достоин- ствах – не показывали настоящей, повседневной жизни русской деревни. Жизнь эта, исполненная тяжелого труда, горестей, но, с другой стороны, подчиненная христианским нравственным законам и веками заведенному осмысленному распорядку будней и праздников, удовлетворения бытовых и духовных потреб-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=