III Милоновские краеведческие чтения

28 числе и тем, что в соответствии с духом того времени из речи Акима были изъяты все разговоры о Боге, что значительно обеднило образ, лишило его главной нравственной составляющей, а пьесу – морального пафоса и философ- ского смысла. Очередная встреча тульского зрителя с героями «Власти тьмы» произошла только в 2006 г., когда состоялась премьера спектакля «Страсти по Никите», которым Тульский академический театр драмы открыл свой юбилейный 230-й сезон. Уход от толстовского названия режиссер спектакля и художест- венный руководитель театра А. И. Попов объяснял необходимостью прибли- зить пьесу к современности, привлечь внимание к поставленным в ней мораль- но-нравственным проблемам, которые несмотря на ее солидный возраст звучат злободневно и как никогда остро: «Пьесе «Власть тьмы» 120 лет, а 110 лет назад она была впервые поставлена на сцене Тульского театра. Несмотря на та- кой огромный срок, пьеса по-прежнему современна, злободневна. Наверное, потому, что все ее герои молоды. Трагедия главного героя Никиты в том, что он уверен: к заветной цели можно дойти, пользуясь любыми средствами. Но это не так» [9, с. 53]. И вновь внимание зрителя в этой постановке было привлечено к образу Акима, роль которого исполнял В. Жуков, создавший характер просто- го и человечного крестьянина, живущего по совести, чувствующего всем серд- цем «соль человеческого закона», а в конце спектакля дающий сыну един- ственно правильный совет: «Покайся!». В этом совете Акима нет ничего дидак- тического, назидательного, «тут не богоискательство и не совет блаженного, а реальная отеческая подмога в решающий момент жизни сына» [2, с. 5]. В роли Никиты в этом спектакле выступил выпускник Ярославского театрального ин- ститута Б. Бороздин. Слова его героя, «страсти» которого и «страсти» по кото- рому бушевали в этой тульской версии толстовской пьесы, стали «рефреном, обращенным к совести каждого человека» [2, с. 5]: «Мир православный! Вино- ват я, каяться хочу!». Спектакль «Страсти по Никите» «получился жестким, ди- намичным, мрачным и захватывающим», толстовский текст в нем «звучит со- временно и явственно, характеры персонажей выглядят живыми и будто спи- санными с наших современников» [6], а «зритель, забыв обо всем, следит за развитием людских судеб и взаимоотношений, смотрит историю, страшную в своей правдивости и сиюминутной узнаваемости» [2, с. 5]. Все это, на наш взгляд, совершенно развеивает миф о несценичности толстовской пьесы. Итак, неоднократное обращение театра к тексту драмы «Власть тьмы», а также интерес к этой пьесе с точки зрения ее сценичности, доказывает акту- альность проблем, в ней поставленных, а также оригинальность тех способов их решения, которые выбирает Л. Н. Толстой. Литература 1. Антуан А. Дневники директора театра. 1887–1906. – М. ; Л. : Искусство, 1939. 2. Каминская Н. Любить других или себя? «Власть тьмы». Тульский театр драмы // Культура. – 2007. – № 6. – С. 5. 3. Коротков Э. Артист редкого дарования // Тула вечерняя. – 1998. – 8 дек. – С. 5.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=