III Милоновские краеведческие чтения
26 «ВЛАСТЬ ТЬМЫ» Л. Н. ТОЛСТОГО НА ТУЛЬСКОЙ СЦЕНЕ: К ПРОБЛЕМЕ СЦЕНИЧНОСТИ ПЬЕСЫ Г. С. Миронова доцент кафедры русского языка и литературы Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Первая попытка осуществить постановку пьесы «Власть тьмы» на туль- ской сцене была предпринята в 1891 г. силами актеров-любителей, среди кото- рых были дочери Л. Н. Толстого, Татьяна Львовна и Мария Львовна, репетиро- вавшие главные женские роли – Анисьи и Акулины соответственно. Режиссе- ром любительской постановки был Н. В. Давыдов – известный общественный и судебный деятель, который и предоставил Л. Н. Толстому для пьесы «Власть тьмы» материал из своей судебной практики. Спектакль должен был состояться на сцене зала тульского дворянского собрания, но этим планам не суждено бы- ло воплотиться в реальность из-за запрета тульского губернского предводителя дворянства. Пьеса была разрешена к постановке только в 1895 г., а уже 4 января 1896 г. состоялась премьера спектакля, осуществленного силами профессио- нального театра С. И. Томского. К сожалению, спектакль не имел успеха, что объясняется, видимо, тем, что ни режиссеру, ни актерам не удалось донести до зрителя всю глубину социальных, философских и психологических проблем толстовской драмы. Эта неудача привела к тому, что тульские театральные дея- тели оставили попытки осуществить сценическую интерпретацию толстовского произведения вплоть до 1918 г., когда «Власть тьмы» была поставлена актера- ми театра Совета солдатских депутатов в здании Народного дома (ныне Театр юного зрителя). Еще одна попытка воплотить на сцене образы толстовской пье- сы была сделана к столетнему юбилею писателя, в 1928 г., на подмостках толь- ко что созданного Тульского городского драматического театра. И вновь не- удача. Рецензии на эту постановку в тульской прессе отнюдь не были компле- ментарными, и спектакль, да и сама пьеса Л. Н. Толстого «удостоились» уни- чтожающего эпитета «дряхлые». Б. Ф. Сушков в исследовании «Уроки театра Толстого» полагает, что такое презрительное определение относилось, прежде всего, к самой пьесе «Власть тьмы», которая «казалась зрителю неинтересной, звучащей архаично в контексте переживаемой эпохи – эпохи революционной ломки старого мира» [7, с. 64]. Казалось бы, провал театральных постановок драмы «Власть тьмы» на ро- дине ее автора являлся лишним подтверждением позиции некоторых литерату- роведов и театральных критиков о несценичности этой пьесы и в целом драма- тургии Л. Н. Толстого, которая тяготеет к эпичности, к романизации. Эта точка зрения возникла еще в конце XIX в., в момент появления толстовской драма- тургии. Особенно сильна была такая позиция во французском театральном со- обществе. Так, профессиональный драматург, представитель «школы здравого смысла» Э. Ожье утверждал, что «Власть тьмы» – это не столько пьеса, «сколь-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=