III Милоновские краеведческие чтения

25 редкий сюжетный сплав: СУС 313А, В, С Чудесное бегство + 302 1 Смерть Ка- щея в яйце + 400 1 Муж ищет исчезнувшую или похищенную жену (жена ищет мужа) + 400 2 Царь-девица + 516 Верный слуга. Несмотря на то, что сказкам не свойственна тщательная детализация, в них обнаруживаются не только не- обычные персонажи ( тигр-птица , помолодевшая яга ), но и приметы времени ( часы, балкон, офицерский чин, герой – грамотный человек , преобладающий социальный тип – купечество ) и любопытные окказионализмы: барграфиня , разорвательный (колодец). Возможно, освоение этой составляющей сборника, претерпевшей некоторую литературную обработку, мыслилось как следующий этап формирования читательских навыков и речевых умений. Сборник «Народные русские сказки, собранные русскими учителями» – свидетельство глубокого осознания педагогом-гуманистом непреложной зна- чимости фольклора в воспитании учащегося юношества : «…каждый народ, как бы он ни стоял низко в культурном отношении, имеет свой собственный эпос, и вне его, этого осознанного, коллективного «я», народ немыслим. Он весь ска- зывается в сказаниях своей устной речи: песнях, былинах, сказках, пословицах, загадках. Кто их не знает, кто их не любит, тот не знает и не любит своего наро- да» [2, с. 3], – убежден А. А. Эрленвейн. Литература 1. Мендельсон Н. М., Саводник В. Ф. Педагогическая деятельность Л. Н. Толс- того и журнал «Ясная Поляна» [Электронный ресурс]. – URL: http://tolstoy- lit.ru/tolstoy/bio/mendelson-savodnik-pedagogicheskaya-deyatelnost.htm (дата обра- щения: 18.11.2022). 2. Народные русские сказки и загадки, собранные сельскими учителями Тульской губернии в 1862 и 1863 годах / ред. А. А. Эрленвейна. – М., 1882. 3. Сравнительный указатель сюжетов: восточнославянская сказка / сост. Л. Г. Бараг, И. П. Березовский, К. П. Кабашников, Н. В. Новиков. – Л., 1979. – [Далее – СУС].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=