III Милоновские краеведческие чтения

23 «…ПРЕДНАЗНАЧАЮТСЯ ПО ПРЕИМУЩЕСТВУ ДЛЯ ДЕТСКОЙ ЧИТАЮЩЕЙ ПУБЛИКИ». К 140-ЛЕТИЮ ВЫХОДА В СВЕТ ВТОРОГО ИЗДАНИЯ СБОРНИКА А. А. ЭРЛЕНВЕЙНА «НАРОДНЫЕ РУССКИЕ СКАЗКИ, СОБРАННЫЕ РУССКИМИ УЧИТЕЛЯМИ» И. В. Ледовская доцент кафедры русского языка как иностранного Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Одаренный педагог, увлеченный собиратель и популяризатор русского фольклора, сын иммигранта – доктора Иенского университета, А. А. Эрленвейн (1840–1910) был уроженцем Бессарабии. По окончании гимназии в г. Кишиневе он поступил на юридический факультет Московского университета, однако в начале 1861 года как участник студенческих беспорядков был отстранен от обучения на один год. Активный и деятельный, А. А. Эрленвейн находит се- бе достойное занятие: по совету профессора Б. Н. Чичерина, тесно общавшего- ся с Л. Н. Толстым, он отправляется в организуемые Л. Н. Толстым сельские школы и становится учителем Бабуринской школы Крапивенского уезда [1]. Успешно используя при обучении грамоте «Народные русские сказки» А. Н. Афа- насьева (1855–1863 гг.) и «Великорусские сказки в записях И. А. Худякова» (1860 г.), молодой педагог обращается к собиранию и изучению местного ска- зочного фольклора, твердо веруя, что «без этого изучения немыслима в юноше самая любовь к своей родной земле и к народу ее населяющему» [2, с. 3]. Ис- точником исследования послужил фольклор деревень Крапивенского уезда Тульской губернии: Ломинцева, Колпны, Крыльцова, Ясенков и Бабурина. Крайне существенен уникальный для того времени педагогический факт: к со- бирательской и исполнительской деятельности привлекались сами ученики. Так появилось первое издание «Народных сказок, собранных сельскими учителями» А. А. Эрленвейна (Москва, 1863 г.). Много лет спустя в предисло- вии ко второму изданию (1882 г.) Альфонс Александрович так объяснял задачу своего обращения к сказочному фольклору: «Собранные сказки после их изда- ния должны были служить в наших школах подспорьем для первоначального чтения при прохождении грамоты. Такова была первоначальная задача этих сказок» [1, с. 4]. Памятуя о том, что первое издание «Народных сказок» постепенно стало библиографической редкостью, А. А. Эрленвейн предпринял второе, добавив в него «задачи и загадки, не вошедшие в первое издание» [2, с. 5]. Какова же значимость «Народных сказок, собранных сельскими учителями» как фольк- лорного источника и учебно-методического подспорья? В сборнике 36 сказок. Жанровые их разновидности традиционны: это сказ- ки анималистические, волшебные и бытовые. Животный эпос представлен шестью сюжетами – все они учтены в Сравнительном указателе сюжетов [3]:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=