III Милоновские краеведческие чтения

20 НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕРЕРАБОТКЕ ЛЬНА И КОНОПЛИ (на тульском диалектном материале) Н. А. Красовская профессор кафедры русского языка и литературы Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Традиционные занятия, связанные с организацией жизни и быта населения определенной территории, привлекают внимание лингвистов, культурологов, социологов, историков. С одной стороны, кажется, что старый уклад жизни, связанные с ним явления, навсегда ушли в прошлое. С другой стороны, многое из того, что устарело, оказывается актуальным и неожиданно нужным и инте- ресным в современной жизни. Когда мы говорим о традициях, то часто думаем о праздниках, обрядах, специальных действиях. По нашему мнению, традиционные занятия проявля- лись в первую очередь в повседневной жизни, в том, что было необходимо человеку для того, чтобы выжить, чтобы получить питание, кров, одежду, ору- дия труда и т. д. Одной из важных составляющих культуры человека, его жизни и быта яв- ляется одежда, которую производили из натуральных волокон, получаемых в средней полосе в основном из растений. По этой причине мы обратились к некоторым лексическим единицам, которые нами зафиксированы на террито- рии бытования тульских говоров и которые отражают такое традиционное за- нятие местного населения, как выращивание льна и конопли и их переработку. Разработкой этой темы в лингвистике занималось и занимается большое число ученых, видимо, потому что данный вопрос является актуальным и, действительно, волнует современных исследователей. Так, в работе М. С. Янге- ловой изучается лексика обработки льна и конопли в марийском языке [5], в исследовании Л. М. Алешиной осуществляется подробный анализ лексики ко- ноплеводства в орловских говорах [1], Л. П. Батырева пишет о лексике льновод- ства и прядения в говорах Ивановской области [2]. Можно говорить о том, что льноводство и коноплеводство известно многим регионам нашей страны, поэто- му проблема изучения этой группы лексики является достаточно актуальной. Вначале мы остановимся на том, как называют жители Тульского края са- ми растения и их разновидности. У конопли традиционно существуют мужская и женская разновидности. Само растение чаще всего называют конопи , исполь- зуя форму множественного числа. Встречаются также варианты названий конопь, конопель. Мужская разновидность называется головастиком , по рас- сказам жителей тульского региона. Иногда встречается номинация посконь: « И с коноплёй такая ж штука была. Конопи росли высокие. Энти … Некото- рые были, знаете, вот такие-то вота. Энти были двойные. Были дерганец называли, и были головастики … .И вот из этой конопли, вот какие головастики , энти мужуки вили веревки, лапти плели, чуни плели. Энто уже на

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=