III Милоновские краеведческие чтения

19 но поэтому, Л. Н. Толстой следует по пути нравственного совершенствования, которое «…подменилось совершенствованием вообще, то есть желанием быть лучше не перед самим собою или перед Богом, а желанием быть лучше перед другими людьми …» [1, с. 35]. Как подмечал Лев Николаевич: «Честолюбие, властолюбие, корыстолю- бие, любострастие, гордость, гнев, месть – всё это уважалось» [1, с. 35]. Отда- ваясь этим страстям, писатель становился похож на «большого», и чувствовал, что им довольны. Но без ужаса, омерзения и боли сердечной не мог вспоминать он об этих годах: «Люди мне опротивели, и сам себе я опротивел, и я понял, что вера это – обман» [1, с. 38]. Далее Л. Н. Толстой проповедовал веру в прогресс. Но со временем он осознал, что «законов бесконечного развития не может быть» [1, с. 54]. А если так, то жить на земле бессмысленно, ведь в конечном итоге над каждым чело- веком восторжествует смерть. Подтверждение своему пессимизму писатель ис- кал в библейской Книге Екклезиаста, в изречениях Будды, в философии Артура Шопенгауэра. Из этого все сводилось либо к побегу в бездумность, либо к ра- дикальному отрицанию жизни. Наука и пессимистическая философия завели его в тупик [2, с. 8]. В ходе жизни, Лев Николаевич, развивался, но это было не просто разви- тие, а настоящая эволюция – путь от нигилизма к православию: «…сердце моё томилось мучительным чувством. Чувство это я не могу назвать иначе, как ис- канием Бога. Оно вытекало из сердца. Это было чувство страха, сиротливости, одиночества среди всего чужого и надежды на чью-то помощь» [1, с. 90]. Толстой открыл для себя значение веры, которое помогло ему постичь тайну бытия человеческого. «Вера – есть сила жизни» [1, с. 79]. Он понял, что его спасает вера, пусть и такая, как он ее понимает, – простая, народная. Для него это стало духовным исцелением. В конце концов, напряженная борьба за смысл жизни оказалась не бесплодной. Выход был найден. Вера была принята, как единственное решение. Вопросы, заданные в «Исповеди», и ответы, полученные на них, не могут не отозваться в нашей душе. Автобиографическое произведение писателя учит нас, как найти свое предназначение, цель жизни, ответы на вопросы. Метод проб и ошибок, уже испытанный автором, может помочь не совершить их читателю. Литература 1. Толстой Л. Н. Исповедь. – СПб. : Худож. лит., 1991. 2. Протоирей А. Мень. «Богословие» Льва Толстого и христианство. – СПб. : Худож. лит., 1991.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=