III Милоновские краеведческие чтения

18 ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПУТЬ Л. Н. ТОЛСТОГО В «ИСПОВЕДИ» Е. И. Корабельникова ассистент кафедры русского языка и литературы Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Имя Л. Н. Толстого во всем мире ассоциируется с Россией, великой рус- ской литературой и загадочной душой русского человека. Из всего наследия писателя наименее доступными до настоящего времени остаются его религиоз- но-философские произведения, одним из которых является «Исповедь». Взрос- лея, каждый человек задает себе вопрос: «В чем смысл моего существования?». Именно об этом рассуждает и Лев Николаевич в своей «Исповеди», делясь с читателями попыткой осмыслить собственный жизненный путь, показать ме- тания человеческой души. Повествование в рассказе ведется путем описания истории собственной жизни автора, начиная с изображения его духовных переживаний в период юношеского нигилизма, а также неверия в кризис зрелого возраста. Лев Нико- лаевич ставит перед читательской аудиторией вопрос, связанный с жизнен- ным смыслом и неизбежностью смерти, поскольку считает бессмысленным по- клонение Богу, служение человеческому прогрессу без осознания истинного смысла жизни. Большую часть в рассказе занимают размышления писателя о божествен- ном начале и царствии небесном, которое ждет каждого человека после смерти, автор использует цитаты из Евангелия в сочетании со случаями, происходя- щими в его жизни. При этом Бог для Л. Н. Толстого – это не Бог Евангелия, не Личность, которая может открываться людям, а туманное таинственное «Нечто», живущее в каждом человеке. Автобиографическое произведение является попыткой писателя опреде- лить и осознать свою прожитую жизнь, противопоставляя обычное человече- ское существование, божьи законы и любовь к Творцу. Тем самым автор выра- жает свои сомнения о присутствии на земле божественного начала, несмотря на крещение еще в младенческом возрасте. Очевидная бессмысленность жизни поражает пятидесятилетнего человека, словно удар: «Жизнь моя остановилась» [1, с. 45]. В этот период в писателе ко- леблются противоречия, так Толстой, создавший патриотическую эпопею «Война и мир», осуждал патриотизм; приверженец рационализма, он отрицал ценность науки; написавший столько бессмертных страниц о семье, любви, писатель в итоге отвернулся от всего этого. Что же это был за раскол, и как Л. Н. Толстой смог его преодолеть? В те времена, по мнению писателя, «явное признание и исповедание пра- вославия большею частию встречалось в людях тупых, жестоких и безнрав- ственных», «ум же, честность, прямота, добродушие и нравственность большею частию встречались в людях, признающих себя неверующими» [1, с. 33]. Имен-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=