III Милоновские краеведческие чтения

16 Однако позволим себе не согласиться с подобной категоричностью. Нека- зист, да ловок и умел – недаром же в народе говорят: «Мал золотник, да дорог». И «косой» герой не случайно: этой художественной деталью Лесков хотел по- казать, что и при известных внешних «дефектах» человек может оставаться ис- кусным мастером, какими и являются туляки в изображении писателя. То, что голова у левши «щипаная», – так в обученье оружейному делу «наставники» прибегали к разным приемам, вот виски у левши выщипанными и остались… А что герой крестится левой рукой, чем весьма удивляет англичан, – так ведь «он – левша и все левой рукой делает» [3, с. 307], – объясняют за него товари- щи. И не надо искать здесь никакого «подвоха». Напротив, то, что Лесков дела- ет своего героя левшой, актуализирует русский фразеологизм «одной левой», что означает умение запросто, с легкостью выполнять любую работу. Вывод, к которому приходит тульский краевед, состоит в том, что левша – «миф, метафора» [6], более того – просто «тульский бренд» [6]. Но ведь еще авторитетнейший ученый – профессор, историк-краевед В. Н. Ашурков в книге «Тульские мастера оружейного дела» (Тула, 1952) гово- рил о наличии у левши прототипов. Эту же мысль убедительно подтверждает и замечательный филолог, ученый-краевед, профессор Н. А. Милонов. В книге «Русские писатели и Тульский край» он упоминает имена тульских оружейни- ков А. Сурнина и А. Леонтьева, которые в 1785 году были отправлены в Ан- глию с целью совершенствования в различных работах по металлу. Известно также, что А. Леонтьев оказался не очень добросовестным учеником – увлекся заграничной жизнью, долго скитался на чужбине. А вот А. Сурнин вернулся в Тулу, был назначен мастером оружейного дела и «надзирателем всего до дела ружья касающегося» [5, с. 155], воплотил свои знания для обучения работни- ков, внедрил в производство новые инструменты. Возникает вопрос: какое отношение все это имеет к главному герою «Ска- за…» Н. С. Лескова? Ну, во-первых, самый факт пребывания левши за грани- цей, в Англии – это уже определенное созвучие с биографией А. Сурнина. Во-вторых, хотя левша и не учился так усердно у английских мастеров, как А. Сурнин, но все-таки кое-что из своего пребывания за границей вынес, по- скольку осмотрел «все… производство: и металлические фабрики, и мыльно- пильные заводы, и все хозяйственные порядки их [англичан. – Л. З. ] ему очень нравились, особенно рабочего содержания» [3, с. 311]. То есть левша проявляет внимание и живой интерес ко всему, вбирает в себя увиденное, но особенно привлекает его то, «как новые ружья делают» [3, с. 311], и уже тяжелобольной, умирая, просит об одном: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят; пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся» [3, с. 317]. Разве это не проявление ума, наблюдательности, а глав- ное – искренней заинтересованности героя в том, чтобы оружейное дело на ро- дине было поставлено должным образом? И как тут не обнаружить перекличку с личностью А. Сурнина, который многое сделал для улучшения процесса изго- товления оружия? Итак, мы считаем, что Н. С. Лесков в создании «Сказа о тульском косом левше и о стальной блохе», безусловно, опирался на тульскую «оружейную»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=