III Милоновские краеведческие чтения

10 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ в XVIII в. Н. А. Гаврилина декан факультета русской филологии и документоведения Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Учреждением для управления губерний 7 ноября 1775 г. [3, с. 271–278] решено, что в каждой губернии должен быть создан приказ общественного призрения для организации помощи бедным, больным, увечным. Учреждением для управления губерний 7 ноября 1775 г. решено, что в каждой губернии для заведования и распоряжения делами общественного призрения должны быть открыты особые приказы общественного призрения. Екатерина II решила по- ложить начало такой местной организации, специально предназначенной для помощи нуждающимся, которая в состоянии была бы заниматься в каждой гу- бернии управлением благотворительных учреждений и, по возможности, изба- вила бы правительство от крупных расходов на их содержание. Для этого нуж- ны были организации, пользующиеся самостоятельностью и имеющие незави- симые от общих государственных источников средства. Приказы общественного призрения не были вполне бюрократическими учреждениями, получившими развитие при преемниках Петра I, но вместе с тем они не служили и выражением идеи самоуправления, как это было орга- низовано древнеземскими органами на Руси. Екатерина II решила соединить эти два противоположные начала: учрежденные ею приказы общественного призрения соединяли и бюрократические начала, и общественные. Такое слия- ние двух разнородных идей должно было привести к окончательному торжест- ву какого-либо одного из этих начал. По созданному Екатериной II закону в состав приказов общественного при- зрения под председательством губернатора входили: 1) два заседателя верхнего земского суда, избираемые из дворян; 2) два заседателя губернского магистрата от сословия купцов и мещан и 3) два заседателя от Верховной расправы от кре- стьян; в случае необходимости можно было приглашать на заседания уездного предводителя дворянства и городского голову. Таким составом предполагалось создать в приказах представительства всех сословий, заинтересованных в организации призрения. Правда, это представи- тельство было не выборное и не подотчетное перед выборщиками, а представи- тели сословий имели не совещательный голос, а были полноправными деятеля- ми, могущими «свое суждение иметь». Они заседали вместе со всеми, но, разу- меется, могли действовать только в пределах закона. Для этого через несколько лет после издания Учреждения о губерниях было установлено, что журналы своих заседаний приказы должны были отправлять на просмотр губернскому прокурору, однако это не мешало самостоятельности коллегии приказов. Гу- бернатор, как председатель коллегии тоже мог влиять на принятие решений, но

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=