II Милоновские краеведческие чтения

9 В сказке Воля попадает в дом доброй девочки, которая готова отвести Волю домой. Но затем в сказке появляется обиженный Волей Вася, и сно- ва при описании реакции ребенка В. В. Вересаев прибегает к выражению пассивной интенциональности: Воля «втянул голову в плечи, прикусил губу и исподлобья уставился» [2, с. 176] на рассказчика. В том месте сказки, где Вася в сказке выгоняет Волю на улицу, маль- чик «разрыдался» (снова пример пассивной интенциональности). Волю спасает дядя Витя, а далее следует непременная мораль: «Видишь, Воля! Когда мы помогаем другим, то и другие нам помогают» [2, с. 179]. Взрос- лый теперь не скрывает своей интенции: она вновь активна и явна. И снова мальчику ничего не остаётся, как смириться с ситуацией. Хо- тя В. В. Вересаев больше не описывает реакцию ребёнка, взрослый в этом месте рассказа явно торжествует: коммуникация «идеальна», «планируе- мое сообщение» совпадает с сообщением «воспринятым» [1, с. 18]. Но это опять не финал рассказа. На следующий день маленький Воля снова слушал сказку про шуб- ку. Начало аналогично первой сказке, но затем дядя Витя варьирует сю- жет: Воля согласился отдать мальчику Васе старую шубку. Воля «облег- чённо вздохнул, поплотнее уселся… и с интересом стал слушать» [2, с. 179]. Воля молчит, но снова его пассивная интенция передана вырази- тельнейшим образом. Далее сюжет сказки повторяется, и Воля безмолвен до того момента, кода «входит мальчик Вася» [2, с. 180]. Теперь его реакция совершенно иная: он « обеими руками зажал» рассказчику рот и сам «докончил сказ- ку» [2, с. 180], обращаясь к Васе: «Сейчас же давай назад шубку, какую я тебе дал!.. Мне теперь самому нужно!» [2, с. 180]. Интенция мальчика второй раз за время рассказа проявляется активно и явно. Реакция Воли неожиданна для рассказчика, но очень логична для ребёнка, который с самого начала не хотел отдавать старую шубку и сде- лал это исключительно под давлением взрослых, убедивших его ум, но не его сердце. В. В. Вересаев очень честно и с тонким юмором пишет о своей фи- нальной «коммуникативной неудаче», оставляя читателю возможность раздумий о сложности общения взрослого с ребёнком. Литература 1. Антонова, Ю. Н. Интенция говорящего в аспекте коммуникативно- целевой семантики: Автореф. … канд. филол. наук / Ю. Н. Антонова. – Орёл, 2006. – 22 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=