II Милоновские краеведческие чтения

86 В повести Ивана Бунина можно встретить отдельные архаические лексемы. Например: рундук – большой ларь с поднимающейся крышкой, манерка – походная металлическая фляжка с завинчивающейся крышкой в виде стакана. Рундук является в русском языке фонетическим архаизмом (ср. сундук ), данная лексема заимствована из немецкого языка. Манерка представляет собой собственно-лексический архаизм, т. е. полностью устаревшую лексическую единицу. Данные лексемы позволяют читате- лю получить наиболее полное представление о предметах быта давно ушедшей эпохи. Особый колорит повести придает специальная лексика. Зачастую И. А. Бунин обращается к ней для более точного, подробного и конкрет- ного описания сельскохозяйственного уклада жизни крестьян. Например, гуртовщик – это человек, пасущий гурт, погонщик гурта. Лексема гурт означает крупное стадо домашних животных. Гужи – петля в упряжи, ко- торою соединяют хомут с оглоблями и дугой. Стоит отметить, что в тексте данной повести встречаются и диалект- ные особенности. Например, распространенная в русских говорах фонема <х> на месте <ф>: « дашь ей полхунта хлеба за всю работу ». Произведение И. А. Бунина интересно рядом семантических особен- ностей: например, набором эвристем. Впервые понятие «эвристема» ввел В. П. Григорьев, данный термин образуется от понятия эвристики как по- знавательного принципа открытия нового. Эвристема – это разновидность художественной лексемы, в большей степени создающая новизну, идей- ное наполнение и познавательную ценность текста. Рассмотрим эвристему народ в рамках данного произведения. В по- вести представлены два диаметрально противоположных героя: братья Тихон и Кузьма Красовы. Тихон более прагматичный, несколько при- земленный человек, его не беспокоит судьба России, а некий эмоцио- нальный отклик в его душе находят лишь те общественные преобразова- ния, которые непосредственно касаются его материального положения. Народ в представлениях Тихона Красова – определённый рычаг для со- здания собственных благ. Он воспринимает крестьян как некую общность людей, олицетворяющую рабочую силу, основной целью которой являет- ся служение: « ни к черту не годный народ!.. Единственное свое дело не умеют делать! ». Кузьма по характеру – иной человек. С детства одним из наивысших людских благ для героя было духовное развитие. Проведя достаточно много времени в странствиях, Кузьма довольно часто сталкивался с же- стокостью и равнодушием. Он старался описать некое несовершенство собственной жизни, ее страшную обыденность. В своих душевных иска- ниях Кузьма пытается найти ответ на вопрос: чья вина в том, что русский

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=