II Милоновские краеведческие чтения

85 ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕСТИ И. А. БУНИНА «ДЕРЕВНЯ» Д. Б. Чадова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, факультет русской филологии и документоведения, IV курс (очная форма обучения); научный руководитель – Д. А. Романов В рамках данной статьи мы проанализируем языковые особенности повести И. А. Бунина «Деревня», рассмотрим цели употребления отдель- ных пластов ее лексики. Стоит отметить, что повесть определённым образом отражает траге- дийное мироощущение предреволюционного десятилетия. Бунин изна- чально задумывал повесть как произведение о деревне, однако впослед- ствии расширил ее границы, иллюстрируя для читателя, довольно подроб- ную картину жизни в России того времени. Дабы наиболее детально рас- крыть образ русского крестьянства, автор использует специальные лекси- ческие средства: в частности, устаревшую и специальную лексику. В данном произведении устаревшая лексика в большинстве своем представлена историзмами, среди которых в первую очередь выделяются названия предметов быта. Например, внешний облик крестьянина Якова Микитичева автор иллюстрирует следующим образом: «поглядела на сто- ящего перед ней в шапке и армяке, но босого Якова» . Армяк – мужская крестьянская верхняя одежда из толстого сукна в виде кафтана. Согласно этимологическому словарю русского языка Фасмера, данная лексема была заимствована из татарского языка ( ärmäk) . С конца XIII столетия армяк был своего рода символом низших сословий. Создавая образ главного героя произведения помещика Тихона Кра- сова, автор использует лексему чуйка : « Тихон Ильич распахнул чуйку , су- нул руки в поддевку». Чуйка – длинный суконный кафтан. Лексемы армяк и чуйка синонимичны, однако последнее слово, с этнографической точки зрения, более характеризует манеру одежды мещанского сословия. Стоит отметить, что в тексте данного произведения встречаются ис- торизмы, характеризующие профессиональную деятельность человека. Например, лексема шорник обозначает мастера, изготовляющего конскую упряжь. Необходимо подчеркнуть, что одна из главенствующих целей ис- торизмов в художественном тексте – создание определенного колорита предшествующих веков.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=