II Милоновские краеведческие чтения
8 Этот момент можно считать завязкой конфликта интересов, что пре- красно выражено В. В. Вересаевым в языке рассказа: Воля «стоял насу- пившись…, молчал и смотрел упрямыми глазами» [2, с. 175]. Коммуника- тивное намерение ребёнка здесь «не эксплицируется языковыми сред- ствами» [1, с. 11], интенциональность героя пассивна. Дядя Витя ещё раз предпринимает попытку воззвать к чувству со- страдания и разуму Воли: «…а если бы мы с тётей Марусей так поступили с тобой? Выгнали бы на мороз в одной курточке, заперли бы дверь…» [2, с. 176]. Взрослый герой снова прибегает к активной и явной интенции. Далее перед мальчиком разворачивается страшная картина. Замёрз- ший Воля звонит в дверь, жалуется на холод, а ему сурово говорят: «Хо- лодно так холодно. Пошёл вон» [2, с. 176]. Интенция рассказчика не меня- ется, однако меняются способы её выражения: она переходит на уровень аналогии, то есть приобретает, хотя и отчасти, скрытую форму. Речевое намерение Воли тоже не переменилось. Он по-прежнему не хочет отдавать свою шубку. Однако теперь у него активная интенциональ- ность; ему необходимо защитить свои права: он «топнул ногой и крикнул: «Отдай мне новенькую синенькую шубку! Это моя шубка!» [2, с. 176]. Рассказчик отвечает «сурово», но «пряча улыбку»: «Это не твоя шуб- ка, её тебе сшила тётя Маруся, – думала, что ты хороший мальчик. А зло- му, жадному мальчику она не стала бы шить. Уходи!» [2, с. 176]. В этом случае возникает противоречие между явной интенцией говорящего, от- носящейся к им же самим спроецированной ситуации, и его скрытой ин- тенцией, продолжающей прежнее речевое намерение воздействовать на сознание и чувства мальчика. Наконец после долгих увещеваний Воля «смирился, печально вздох- нул и сказал: «Ну, хорошо!.. Ну, отдайте…» [2, с. 176]. На первый взгляд, здесь имеет место «идеальная коммуникация», при которой «исходная интенция…совпадает с конечным результатом» [1, с. 18]: речевое намерение взрослого достигло своей цели – мальчик «сми- рился». Однако это не финал рассказа. Историю с шубкой, точнее, мораль этой истории дядя Витя хочет за- крепить в виде сказки. Сказка так описывает начальную ситуацию: Воля не дал Васе старую шубку, пошёл гулять убежал от няни, заблудился и замёрз, потому что злой «большой чёрный мужчина… снял с него с него шубку» [2, с. 178]. Скрытая интенция дяди Вити достигает своей цели: мальчик глубоко переживает воображаемые события, ему очень жаль себя, замерзающего, о чём свидетельствует его реакция: «Глаза Воли налились слезами, он дышал, всхлипывая, робко смотрел и ждал» [2, с. 177]. Речевое намерение ребёнка не выражено словами, но явно описано: он жаждет сочувствия.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=