II Милоновские краеведческие чтения

79 Александровны, что, по мысли автора, должно было привлечь к изданию больше читателей. И уже в следующем году вышла вторая часть азбуки в виде 18 уроков «постепенного чтения». В пособие были включены тек- сты для чтения, руководство для того, кто будет обучать ребенка, и мно- жество качественных иллюстраций. В книге использовались только свет- ские тексты, что не было обычным для букварей. В начале азбуки было помещено предисловие для наставника, где разъяснялись подходы к обу- чению чтению с помощью «Елки». Иллюстрации являлись не просто кар- тинками, они могли быть поводом для беседы по прочитанному, способом закрепить материал, помогали развитию речи детей. В основу обучения чтению был положен становившийся популяр- ным тогда слоговой метод: детей учили читать буквы в соответствии с тем, какие звуки они обозначают, а не по названиям самих букв. Причем А. М. Дараган советовала «как можно скорее применять склады к словам», то есть быстрее приступать к чтению, а не тратить время на выучивание букв. Начинать предлагалось с гласных, а затем постепенно присоединять к ним согласные, добиваясь прочного и надежного усвоения материала. Тексты и упражнения в книге были подобраны очень разумно, с уче- том интересов и возможностей детей. Так, при обучении чтению после знакомства с согласными буквами появлялись сначала двусложные слова с открытыми слогами типа зима, лапа, лиса, коса и т. д., удобные для чте- ния, содержательно понятные городскому ребенку (а именно для город- ских детей из состоятельных семей была написана азбука, которая и стои- ла довольно много из-за богатого иллюстративного материала). Автор обращает внимание и на воспитательный аспект: от лица авто- ра ведется диалог с ребенком (книга обращена к девочке, возможно, А. М. Дараган основывается на опыте обучения грамоте собственных до- черей), взрослый старается сделать так, чтобы ученик чувствовал радость от своего труда: «Ты училась два дня, а сколько букв знаешь? Сочтем их вместе. Семь букв! Как много! Видишь, как легко заучивать буквы, а чи- тать еще легче» [2, 4]. О «Елке» хорошо отзывались многие критики, общественные деяте- ли. В частности В. Г. Белинский писал об азбуке как о «решительно пер- вой хорошей книге в этом роде» [1, 119]. Он отмечал и достоинства мето- да Анна Михайловны, и прекрасный внешний облик издания. Для самой писательницы он предсказывал «почетное имя между всеми писателями для детей» [1, 119]. Лев Николаевич Толстой, работая над собственной аз- букой, знакомился с книгами А. М. Дараган и говорил, что это очень не- дурная азбука. Второе произведение А. М. Дараган – книга «Чтение для детей из Священной истории» (1848). В ней тоже было посвящение детям цесарев- ны. Тексты были написаны живым и доступным языком, отличались яс-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=