II Милоновские краеведческие чтения
73 Трагическое настроение стихотворения создается в значительной степе- ни темой смерти, которая воспринимается лирическим героем как желаемый конец его мертвенного существования («Живой в гробу, // Кляну судьбу // И день несчастного рожденья…»). Безграничность и бесконечность окру- жающего узника мрака заставляет его ежеминутно желать смерти: Но скоро ли? Как для меня Желателен конец дыханья! Тлен благотворного огня Сулит покой, конец страданья! Бессмысленность протеста, невозможность освобождения рождают в душе лирического героя чувство враждебности по отношению к неспра- ведливо поступившему с ним миру. Не только истинные враги, но и вче- рашние друзья, родственники, знакомые начинают восприниматься им с придирчивой ревностью к свободе, домашнему теплу, радостям жизни. Батеньков показывает страшный процесс перерождения здравых челове- ческих восприятий, которые под влиянием безнадежности превращаются в озлобленность, неверие в добро и правду. С трагическим накалом звучат упреки узника: Ужель себя Одних любя, Во мне лишь средство веселиться Искали вы, и не скорбя Могли навек со мной проститься? И крови глас Ужели вас Ко мне порой не призывает? И дружбы жар в прости погас – И стону хохот отвечает?.. Следует обратить внимание на выразительное использование ключевого слова прости в функции эквивалента реплики незримого собеседника: это не только экономит текстовое пространство, но и подчеркивает умозри- тельность, нереальность самого диалога. Данный прием также относится к числу новаторских и значительно опережающих свое время. Поэтика стихотворения включает и многие опознавательные черты лирики первой половины XIX века: например, использование в функции эпитетов усеченных прилагательных: Не урна скажет, где лежит Души бессмертной бренна рама! Не пышный памятник стоит, Не холм цветистый – влажна яма.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=