II Милоновские краеведческие чтения

7 РЕЧЕВАЯ ИНТЕНЦИЯ КАК СПОСОБ ОТРАЖЕНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ РЕБЁНКА И ВЗРОСЛОГО В РАССКАЗЕ В. В. ВЕРЕСАЕВА «Я ТОГДА ЖИЛ В ТУЛЕ» М. Ю. Барабанова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, доцент кафедры русского языка и литературы И жизнь, и творчество В. В. Вересаева (Смидовича) неразрывно свя- заны «с Тулой и Тульской губернией» [3, с. 6]. Тульские впечатления послужили писателю источником вдохнове- ния и в рассказе «Я жил тогда в Туле», что следует из названия про- изведения. В рассказе нарисован яркий образ ребёнка – мальчика Воли. Посколь- ку рассказ имеет автобиографический характер, у маленького героя есть прототип – племянник Смидовичей, сын свояченицы и троюродной сест- ры писателя Инны Гермогеновны Смидович. Один из эпизодов «воспитательного процесса» ребёнка послужил сюжетом для рассказа. Конфликт произведения определяется разными коммуникативными целями ребёнка и взрослого в описываемой жизненной ситуации, что на языковом уровне прекрасно отражено писателем в интенциональных различиях коммуникантов. По мнению исследователей, «коммуникативная интенция представ- ляет конкретную цель высказывания, отражающую потребности и моти- вы говорящего» [1, с. 3]. Интенция может быть «явной» и «скрытой» [1, с. 15–16], «активной» и «пассивной» [1, с. 11–12]. В рассказе В. В. Вересаева маленький Воля не хочет отдать старую шубку мальчику Васе, сыну бедной прачки, а взрослые во что бы то ни стало пытаются убедить его это сделать. Этот антагонизм целей и вы- зывает интенциальный конфликт, который оригинально разрешается в финале рассказа. Тётя Маруся приводит в кабинет «упирающегося» Волю и с возму- щением рассказывает о его нежелании отдать старую шубку, хотя у Воли есть сшитая тётей новая. Дядя Витя поддерживает тётю: «Неужели тебе не жалко Васю? На дворе мороз, ветер, а он раздетый» [2, с. 175]. Речевое намерение дяди очевидно: он пытается усовестить мальчика, и потому его интенциальность проявляется активно и явно.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=