II Милоновские краеведческие чтения

69 выявлен (во многом благодаря стиховедческим работам М. И. Шапира). А в 2020 году в посмертном авторском сборнике стихов Илюшина эти про- изведения были наконец опубликованы под именем их подлинного сочини- теля. Но за 40 лет батеньковские стихи Илюшина разошлись по многим хрестоматиям и сборникам стихов декабристов. Поэтому в настоящее вре- мя лирическое наследие Батенькова нужно оценивать только по изданиям первой половины XX века. В селе Петрищево, где по завещанию Батеньков был похоронен рядом со своим другом Елагиным, имеется памятный знак над его могилой. Од- нако, как утверждают краеведы, это место не соответствует подлинному месту погребения Батенькова. После революции храм Успения Пресвятой Богородицы в Петрищеве был снесен, а кладбище разрушено. Восста- новление же могилы в 1960-е годы было сделано достаточно условно. И в этом тоже есть какое-то фатальное невезение. Но тем не менее, жизнь и творчество одного из самых одаренных де- кабристов достойны изучения и, несомненно, нуждается в более прис- тальном внимании. Предметом настоящей статьи стал точно атрибутиро- ванный текст стихотворения Г. С. Батенькова «Одичалый». * * * Поэтика «Одичалого» зиждется на принципе разнообразия, который проникает во все уровни художественной структуры стихотворения: в его образную систему, эмоциональный рисунок, ритмику и строфику, лекси- ку, синтаксическую организацию. Поэт вкладывает в стихотворение весь спектр своих впечатлений о мире, весь свой опыт, все свои знания, все по- лученные ранее наблюдения над лирическим текстом, версификацией, ме- лодикой стиха и т. д. В «Одичалом» ощущается отточенность мысли, чув- ства и языковой формы. Батенькову вообще свойственно особенное внимание к акустической стороне речи. Видимо, это было заложено его природным талантом и раз- вилось в трагических обстоятельствах судьбы. Даже бессвязные послания Николаю I из Петропавловской крепости имеют заметную акустическую организованность. Этот феномен достоин отдельного изучения. В «Одича- лом» же слова «пригнаны» друг к другу не только силлабо-тоническим размером ямба, но и внутренними созвучиями, осознанными диссонансами, акустическими плавностью и сбоями. Сравните звучание батеньковского четырехстопного ямба в следующем отрывке: Скажите: светит ли луна? И есть ли птички хоть на воле? И дышат ли зефиры в поле? По-старому ль цветет весна?

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=