II Милоновские краеведческие чтения

5 [3, с. 133–134]; Ходит голубь , ходит сизый, / Золотая голова… / Этот го- лубь , этот сизый / – Все Иван-государь [2, с. 118]; Не летай, голубь , ох, во поле, / Не перелетывай, ох, дорожку, / Не перелетывай, ох, дорожку, / Куда, миленький, ох, задумал [3, с. 61]; Сизенький мой голубчик да, / Сидел на дубочке, / Очи его ясны, / Брови его черны, / Личико его беленько [3, с. 33]; Да кто ж у нас лебедин , / Да кто ж у нас господин, / Лебедин мой, лебедин [2, с. 144]; Отколь не взялся млад сизой орел , /…Убил, ушиб лебе- душку белую [3, с. 176]; Вдоль да по речке, / Речке по Казанке / Серый се- лезень плывет… / Вдоль по бережку, / Бережку крутому / Добрый моло- дец идет [3, с. 155]; Через наш высок терем / Пролетал ясмен сокол [2, с. 69]; Отколь взялся соколик , / Отколь взялся соколик , / Соколик, соко- лик , / Соколик, соколик [2, с. 72]; Сидел соловей на маковке, / Он весь мак притолок… / Сергей-сударь Иванович / Он по горенке гулял [2, с. 35]; При долинушке калинушка стоит. / На калине соловей -птица сидит, / Горьку ягодку калинушку клюет… [3, с. 28]. Галка, голубка, лебедушка, перепелка, утка символизируют девуш- ку, невесту: Отколь взялся соколик… / Схватил галку за крыло [2, с. 72]; Его сизая голубушка / – Все Марьюшка [2, с. 118]; Плавала лебедушка по морю / Сидела свет-Марьюшка на камню [2, с. 64]; Она по перушку / Пере- пелушка … / А по голосу / – Красна девушка [2, с. 186]; По реченьке уте- нушка / Плавала, плавала… / По сенюшкам свет-Марьюшка / Ходила, хо- дила [2, с. 137]; Ты утушка луговая… / Ты молодушка молодая [3, с. 164]. Кукушка символизирует тяжелую женскую долю: Не кукушечка ку- кует, / <…> Мать по дочери тоскует, / Дочку замуж выдает [3, с. 77]. Обозначенная символика в целом совпадает с символикой фитонимов и орнитонимов русских народных лирических песен, и все же символьный репертуар тульских песен шире. Так, наряду с традиционными калиной и малиной , означающих девушку, невесту появляются мята, мак, липа . Тяжелое душевное состояние могут символизировать не только осина, ря- бина, полынь , но и черная смородина , которая чаще включается в ряд «ягодной» символики и соотносится с девушкой. Также можно отметить, что орнитонимов, символизирующих мужчи- ну, гораздо больше, чем фитонимов (7/3), тогда как среди обозначений женщины преобладают последние (14/5). Возможно, это связано с пред- ставлениями о мужском / женском в русской картине мира, о степени сво- боды мужчины и женщины, о положительном (связанном с верхним ми- ром) мужском начале и отрицательном (связанном с подземным царством) женским.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=