II Милоновские краеведческие чтения

46 ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Е. В. Митина Тульский государственный университет, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин А. Н. Жукова Тульский государственный университет, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Современное образовательное пространство тульского региона может быть охарактеризовано как полилингвальное. В школах и вузах региона обучаются как русские школьники и студенты, так и инофоны. В настоя- щее время в Тульском государственном университете (ТулГУ) обучаются иностранные граждане более чем из 50 стран. Привлекательность универ- ситета для иностранцев состоит в современных программах подготовки высококвалифицированных специалистов, мощной научно-технической базе, сильнейших научных школах. Студенты-иностранцы демонстриру- ют прекрасную подготовку по дисциплинам естественнонаучного цикла, получают наивысшие баллы по дисциплинам технической и инженерно- технологической направленности, занимают первые места в олимпиадах по математике, физике, информатике, химии. Большее затруднение вызы- вают у всех иностранных учащихся дисциплины гуманитарной направ- ленности – история, литература, обществознание. Для снятия трудностей, сопровождающих освоение названных дисциплин, у иностранных уча- щихся необходимо формировать социокультурную компетенцию. При- влечение социокультурных факторов важно в нескольких аспектах: резко повышается мотивация обучения, формируется способность общения на изучаемом языке. В отечественной методике к понятию социокультурной компетенции близки понятия страноведческой, культурологической, меж- культурной, лингвокультурологической компетенций, поэтому социокуль- турный аспект обучения рассматривается по традиции в лингвостранове- дении, которое служит решению двух задач: ознакомление учащихся со страной изучаемого языка и оптимизации процесса освоения языка. Каж- дая из этих задач может доминировать или реализовываться одновремен- но и параллельно. Формирование у иностранных обучающихся системы знаний о культуре, традициях, национальных особенностях России, ведет- ся, в первую очередь, на учебных занятиях. Но для пробуждения у уча- щихся интереса и уважения к другим национальным культурам, развития

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=