II Милоновские краеведческие чтения

45 туман, а какой-то тихий, неестественный свет, полный ангелами, которых присутствие более чувствуешь, нежели замечаешь» [4, с. 307]. В. А. Жу- ковскому вторит В. В. Вересаев: «И среди этого тумана резко выделялись два лица – Младенца и Матери. И перед их жизнью все окружающее было бледным и мертвым...» [3, с. 261]. Младенцу, в глазах которого герой рас- сказа прочитал его будущую трагическую судьбу, В. В. Вересаев отводит всего три предложения, а затем концентрирует свое внимание на Мадон- не, чей образ писатель воспринимает в контексте общечеловеческого по- двига материнства: «… она не прижимала сына к себе, не старалась защи- тить от будущего. Она, напротив, грудью поворачивала его навстречу бу- дущему… И лицо ее светилось благоговением к его подвигу и величавою гордостью. А когда свершится подвиг... когда он свершится, ее сердце разорвется от материнской муки и изойдет кровью. И она знала это...» [3, с. 261]. Это кульминационный момент рассказа, в котором и проясня- ется смысл его названия («Мать», а не «Мадонна»). В финале произведе- ния Вересаев описывает весенний дрезденский пейзаж, который вполне соответствует состоянию героя, пережившего огромное потрясение: «На душе было так, как будто в жизни случилось что-то очень важное и осо- бенное. В воздухе веяло апрельскою прохладою… Я сидел, и вдруг свет- лая, поднимающая душу радость охватила меня – радость и гордость за человечество, которое сумело воплотить и вознести на высоту такое мате- ринство... И пока она есть, жить на свете весело и почетно. И мне, неве- рующему, хотелось молиться ей» [3, с. 262]. Таким образом, и В. А. Жуковский, и Л. Н. Толстой, и В. В. Вересаев не остались равнодушны к «Сикстинской Мадонне» Рафаэля. И несмотря на разные подходы к оценке этого шедевра мирового искусства, они были едины в том, что общение с ним делает каждого человека душевно тоньше, духовно богаче. Надо только понять и почувствовать его истинную приро- ду и высокое назначение, а также научиться отличать его от подделок. Литература 1. Булгаков, В. Ф. Л. Н. Толстой в последний год его жизни / В. Ф. Бул- гаков. – М.: Правда, 1989. – 448 с. 2. Булгаков, С. Н. Тихие думы / С. Н. Булгаков. – М.: Республика, 1996. – 508 с. 3. Вересаев, В. В. На высоте: Повести. Рассказы / В. В. Вересаев. – М.: Советская Россия, 1987. – 432 с. 4. Жуковский, В. А. Эстетика и критика / В. А. Жуковский. – М.: Ис- кусство, 1985. – 431 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=