II Милоновские краеведческие чтения

42 32]. Тула в дневном обличии вовсе не так загадочна и символична, какой выглядит в письмах поэта. Ее улицы покрыты «рассоренными подсол- нушками», кругом пыль, слепящая глаза. Лопухи и бурьян не отстают от прогуливающихся туляков, которые мало напоминают городских жите- лей: «грубые оборки» придают «бабам и юбкам особую рябость». Весь день старика не покидает чувство, «будто он побывал на не в меру шум- ной толкучке» [3, 32]. Связующим образом, объединяющим романтического поэта и занято- го нравственным самоанализом старика, каждый из которых видит свою Тулу, под стать своему состоянию, является образ Льва Толстого. Его имя «как на рычаге поворачивает сцену»: «– Ведь это Тула! Ведь эта ночь – ночь в Туле. Ночь в местах толстовской биографии» [3, 30]. Тульская зем- ля для Пастернака навсегда освящена именем великого писателя и мысли- теля и начинает восприниматься героем как «территория совести», «ее гравитирующий, рудоносный участок». Героев-двойников, людей, заня- тых творчеством, объединяют на всем протяжении повести размышления об их роли в искусстве. В итоге поэт за этими раздумьями забывает о том, кого он проводил, кому писал – он думает только о том, как ему выйти на правильную дорогу в творчестве. Старика в этот же момент осеняет вдох- новение, и он находит наконец нужные слова и образы. Оба героя в эту ночь в Туле сделали свой шаг в искусстве и самопознании. Повесть «Письма из Тулы» – это эскизный, очень мимолетный, на редкость правдивый в деталях и одновременно импрессионистский в це- лом портрет города, который представлен в трех противоречивых ипоста- сях: крупный железнодорожный узел, ничем не выдающийся провинци- альный центр и «территория духа» – «Диво ли, что тут начинают плясать магнитные стрелки?» [3, 30]. Литература 1. Мелащенко, М. Поэтика импрессионизма в ранней прозе Б. Пас- тернака / М. Мелащенко // Філол. науки. – 2014. – № 18. – С. 62–69. 2. Парамонов, А. Ф. Сестры Синяковы – харьковские музы футуризма [Электронный ресурс] / А. Ф. Парамонов, В. П. Титарь, Л. И. Фефелова. – URL: https://otkudarodom.ua/ru/sestry-sinyakovy-harkovskie-muzy-futurizma- v-p-titar-f-paramonov-l-i-fefelova (дата обращения: 23.10.2020). 3. Пастернак, Б. Л. Письма из Тулы / Б. Л. Пастернак // Пастер- нак, Б. Л. Собр. соч.: В 5 т. / Б. Л. Пастернак. – М.: Худож. лит., 1991. – Т. 4. – С. 27–34.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=