II Милоновские краеведческие чтения

40 ТРИПТИХ О ТУЛЕ Б. Л. ПАСТЕРНАКА: ПОРТРЕТ ГОРОДА В ПОВЕСТИ «ПИСЬМА ИЗ ТУЛЫ» С. В. Кряж МБОУ «ЦО – гимназия № 11 им. А. и О. Трояновских» г. Тулы, учитель русского языка и литературы В Туле москвич Борис Леонидович Пастернак побывал в апреле 1918 года не впервые. Но именно после этой трехдневной поездки была написана небольшая повесть «Письма из Тулы» – своеобразный лириче- ский дневник героя, который ненадолго приезжает в провинциальный го- род. В основу первой части книги легли впечатления Пастернака, побы- вавшего на тульском вокзале тремя годами ранее, в апреле 1915 года, ко- гда он провожал из Москвы в Харьков заболевшую Надежду Михайловну Синякову. Он довез ее до Тулы, где она пересела на вечерний южный поезд, а он остался до утра и писал ей вдогонку письма, в основном так и не отправленные [2]. Апрель 1915 года и апрель 1918-го в композиционном решении по- вести накладываются друг на друга, герой раздваивается, представая то в облике влюбленного поэта, проводившего любимую и пережидающего ночь на вокзале Тулы, чтобы отправиться обратно в Москву, то в образе «чрезвычайно странного» старика, живущего в гостинице на улице По- сольской и размышляющего об умирании творческого начала в современ- ные («другие») времена. Обе эти ипостаси авторского «я» дополняет еще один герой, которого смутно узнает, а потом разгадывает поэт в человеке, замеченном им у багажной стойки на вокзале: «Лицо это он видел когда- то. Из здешних мест. Он видел его раз, не однажды, в течение одного дня, в разные часы, в разных местах. Это было, когда составляли особый поезд в Астапове, с товарным вагоном под гроб…» [3, 30]. Очевидно, речь идет о еще более раннем посещении Тулы Пастернаком, когда он в 1910-м вме- сте с отцом приезжал на похороны Льва Толстого в Ясную Поляну. Ока- завшийся в 1918 году в Туле писатель был захвачен волнующими воспо- минаниями о своих предыдущих визитах в город. Какими они были? Ка- кой предстает провинциальная Тула в повести? Такой же неоднозначной, каковы были причины всех трех приездов Пастернака в Тулу. Автор с первых строк своего произведения обрушивает на читателя шквал ярких зрительных образов и лавину сильнейших эмоций человека, переживающего любовную разлуку, которому «писать – только себя му- чить. А расстаться – нет сил». Эти письма – ей, это диалог с ней, и все, что в этом мире без нее, все чужое, враждебное. Вот такой: агрессивной, не-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=