II Милоновские краеведческие чтения

34 криком о помощи. Последнюю фразу («Тула…Родина моя!..») мы можем прировнять в семантически близкой к «я здесь, я свой». А. Т. Твардовский в своём произведении, а точнее в отрывке, который мы разобрали, не просто упомянул город, а связал его с советскими вой- сками и показал весь спектр эмоций (от желания жить до отчаянной безысходности) бойца. Не только в произведениях, связанных с войной, упоминается Тула. Этот город ассоциируется с пряниками, с самоварами, оружейными заво- дами и со Л. Н. Толстым. Так Б. Ахмадулина в своём стихотворении «Че- рёмуха трёхдневная» (1981) ассоциирует город с великим русским писа- телем, как бы невзначай вспоминая, что является соседкой Льва Николае- вича («…мы долго говорим …/ Конечно, о Толстом. Мы, кстати, с ним / весьма соседи: Серпухов и Тула») [1]. А Н. А. Заболоцкий в своём произ- ведении «Черкешенка» (1926) связывает Тулу с самоварами («…черке- шенка поёт / перед витриной самоварной, / ей Тула делает фокстрот») [3]. Тула в стихотворениях, упомянутых выше, описана, как герой свет- лый, вызывающий гордость, но произведение С. М. Городецкого «Нищая» (1910) омрачает это представление. Лирический герой встречает тульскую нищую («Нищая Тульской губернии / Встретилась мне на пути…») [2], на руках которой плачет навзрыд ребёнок, «старою свиткой укрыт». Всё сти- хотворение пропитано ощущением безысходности, мрака («день был мо- розный и ветреный», «метелице мертвенной», «даль бесследная», «канула нищая в мрак», «дорога горбатая») [2]. Тула – самоварная столица, ору- жейный центр страны, но где все ее богатства? Почему страдания народа так очевидны? Это вызывает у героя непонимание, негодование («Что же ты, Тула богатая, / Зря самовары куешь?») [2]. Но риторический вопрос, заданный лирическим героем, обращён не только к Туле, а к России в це- лом («Что же ты, Русь нерадивая, Вьюгам бросаешь детей?») [2]. Это сти- хотворение – призыв. Поэт не желает мириться с таким положением стра- ны, поэтому просит вздохнуть Русь по-старинному, «чтобы опять по- былинному силы её расцвели» [2]. Из рассмотренного выше материала можно составить ассоциативный ряд, связанный с городом Тула, в поэтических текстах: оружейная столи- ца, самовары, Л. Н. Толстой. Образ города не однозначный. В одних про- изведениях мы видим его, как гордый город оружейников, в других – без- заботный город самоваров и родина великого писателя, но те же самовары являются и неким упрёком в бесполезности. Тула – не статичный, не усто- явшийся образ в литературе. Она для каждого поэта своя, поэтому упоми- нание её в русской поэзии не единичное и не типичное.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=