II Милоновские краеведческие чтения

26 монстрировать ту экспозицию, которая сформировалась у нас при про- слушивании песен EP «Стеклянный Дом». Альбом открывается композицией «Безвременье», в первых стихах которой слышится оправдание деформированности, несовершенства су- щего. Тема незавершённости создания Творца – объединяющая для всего произведения. В пространстве, где «Мир произносится так…/ Мимо нот и не в такт» 1 , случайно забредший ангел может оказаться в ловушке среди «видимых вещей/ И отражений, сплошь случайных». Причина таких несо- вершенств автору видится в том, что Создатель, несколько иронично названный «Производителем», не функция, а субъект творческого акта. О том, например, метафора человек – «незавершённый аккорд», где поэт имплицитно уподобляется Богу, а музыкальный элемент – человеку. По- следние стихи первого куплета «Безвременья» меняют горизонтальную парадигму (человек-человек) на вертикальную (человек-Творец). Стано- вится возможной ситуация диалога: лирический герой, подобно Иову, об- ращается с вопросами к потустороннему, откуда голос открывает ему ис- тинный смысл слов и части замысла («Бесценно – ничего не стоит», «Без- временье – твоя доля»). Остальные произведения носят скорее орнаментальный характер в на- шей картине. Условия существования универсума и законы его функцио- нирования вырисовываются в четвёртой композиции «Скучная песня». Экспозиция, предваряя развитие стержневых мотивов, вводит нас в атмо- сферу описываемого мира, одна из основных категорий которого «невоз- можность», выраженная оксюмороном «Аттракция в отречённость» (в др. месте: «На самом краю бескрайней земли»). Здесь новыми смыслами об- растает понятие «безвременье»: отвлечённый образ жизни-аттракциона вкупе с междометием «Аум» репрезентируют идею сансары («Аттракцион требует поруку <…> Мы снова едем по кругу»). Невозможность выбрать- ся из этой бесконечной трансмиграции обусловлена попытками изменить форму, а не истинную природу («И скучная песня так хочет быть вечной, / Что ради эпохи меняет слова»). До тех пор, пока не произойдёт подлинное преображение, последняя строфа, имитирующая детскую считалку, будет повторяться, а движение по кругу никогда не прекратится. О месте человека в этой системе координат нам расскажет вторая песня – «Колыбельная». В ней находит выражение концепция «человек как вещь среди вещей». Лирический герой собирает предметы окружаю- щего мира («…несогласных и солдат/ Ватман, краски, пистолеты и грана- ты/ Невиновных, виноватых…») в пакет. Несмотря на веру нарратора в то, что, помимо физического тела, существует нематериальный ресурс – дух, мы понимаем, что вместе с остальными вещами лирический герой кладёт в пакет и себя («Целлофан целовать/ Так приятно изнутри»). 1 Здесь и далее цитаты взяты из музыкального мини-альбом «Стеклянный Дом» [2].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=