II Милоновские краеведческие чтения

19 ление рождественской тематики в России, о чем пишет в своей работе Н. Н. Старыгина [3, с. 117]. К концу XIX века становление жанра святочного рассказа в России завершается, и он приобретает популярность. «Стремительное увеличение числа святочных рассказов привело к тому, что этот жанр начинает осо- знаваться как специфический литературный жанр – как разновидность рассказа со своими жанровыми характеристиками – мотивами, компози- цией, героями» [1, с. 181]. В данной работе мы остановимся на произведении Н. С. Лескова «Старый гений» и рассмотрим его в качестве примера святочной прозы. Писатель, по праву, считается «первым теоретиком святочного рассказа», поскольку представил его стройную концепцию [1, с. 181]. Основные чер- ты жанра обозначены автором в его произведении «Жемчужное ожере- лье»: определенная тематика (события святочного вечера – от Рождества до Крещения); фантастичность сюжета (чудо); нравственная составляю- щая (мораль, обличение чего-либо); счастливый финал и при этом реа- листичность [2, с. 10]. События, описанные в рассказе «Старый гений» происходят на свят- ки. Читаем: «…настаёт Рождество…», «На третий день праздника…» [2, с. 185–187]. Правда, это не святочный вечер, а первая половина дня. Но Лесков не нарушает здесь им же сформулированного правила. По этому поводу Е. В. Душечкина пишет, что сам по себе святочный сюжет не ин- тересует Лескова, «духовная жизнь человека и его поведение… подчиня- ются не очевидной реальности, а тому мифу, который этой реальности навязывается самим человеком и по которому она разыгрывается в созна- нии людей» [1, с. 194]. В «Старом гении» прослеживается оригинальный святочный мотив «русского чуда» (разумного, но в то же время абсурдного выхода из безысходного положения), созданный Н. С. Лесковым. В основу сюжета рассказа положена ситуация обмана бедной старушки-помещицы богатым франтом, он берет в долг деньги и не возвращает. Она прибывает в Петер- бург, идет в суд, но власти не в силах защитить женщину. Парадоксаль- ность ситуации состоит в том, что суд принимает решение в пользу ста- рушки, однако возникает некоторое препятствие: они не могут вручить постановление ответчику. И тогда находится некий посторонний человек, который готов ей помочь и действительно помогает. Мораль рассказа заключается в том, что как бы ни был хитер обман- щик, его выведут на чистую воду и справедливость восторжествует. Ста- рушка доверилась незнакомцу, назвавшемуся Иваном Ивановичем, кото- рый придумал вместе со своим помощником блестящий план по решению проблемы. Они инсценировали скандал на вокзале, когда франт пытался

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=