II Милоновские краеведческие чтения

13 и арифметике. В пансионе, созданном французом Дюблюэ, Болотов при- нимал участие в обучении детей, приглашал учеников к себе домой, обу- чал их геометрии и физике, создал домашний театр, в котором дети игра- ли в пьесах, написанных Болотовым. В конце XVIII – начала XIX вв. в Туле в частных дворянских пан- сионах обучались дети дворян. В пансионе В. А. Юшковой (сводной сест- ры В. А. Жуковского) преподавал Феофилакт Гаврилович Покровский. В 1804 г. главное народное училище было преобразовано в гимназию. Ф. Г. Покровский преподавал в гимназии естественную историю, техноло- гию, коммерческие науки. Он был директором гимназии, потом директо- ром училищ губернии, позже служил директором училищ Тверской гу- бернии. С 1786 г. он преподавал в главном народном училище историю и математику. В пансионе В. А. Юшковой Покровский давал уроки рус- ского языка, арифметики, истории и географии, а французскому и немец- кому языкам детей обучала гувернантка [6, c. 22]. В этот период в главном народном училище преподавали: учитель ма- тематики высших классов Тимофей Воскресенский, учитель 2-го класса Илья Садыков и учитель 1-го класса Василий Михайловский. Все педаго- ги внесли большой вклад в развитие образования. Александровское военное училище возникло в 1802 г. по инициативе Тульского дворянства как сословное учебное заведение – оно предназна- чалось для обучения детей из бедных дворянских семей. Училищу было присвоено имя Александровского, и император назначил ему ежегодное пособие в 6 000 рублей. Тульское дворянство поддерживало существова- ние училища неоднократными денежными пожертвованиями [7, с. 65]. Сеть государственных учебных заведений, сложившаяся в губернии в первой половине XIXв. не только охватила различные категории населе- ния, но и придала процессу образования стабильный характер. Литература 1. Миропольский, С. Наказ, 616. Дополнение к большому Наказу / С. Миропольский // Миропольский, С. Школа и государство. Обязатель- ность обучения в России: Исторический этюд / С. Миропольский. – СПб.: Тип. А. М. Котомина, 1876. – 228 с. 2. Сахаров, И. П. История общественного образования Тульской губернии / И. П. Сахаров. – М.: Тип. С. Селивановского, 1832. – 238 с. 3. Дружинин, А. Г. Начальное образование / А. Г. Дружинин. – Тула: Тип. И. Д. Фортунатова, 1901. – 164 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=