II Милоновские краеведческие чтения

11 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. Н. А. Гаврилина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, декан факультета русской филологии и документоведения Социально-экономическое и политическое развитие России во второй половине XVIIIв. побудило правительство провести в 1770–1780 гг. ряд реформ, в том числе и в области образования. В Наказе «Комиссии об уложении» были сформированы положения этой реформы: «Хотите ли обогатить народ, создать ему благосостояние, улучшить его труд, увели- чить производительность? Устройте повсюду школы, дайте народу обра- зование» [1, с. 46]. Тульская народная школа была открыта в Туле в 1781 г. или 1783 г. (по разным данным) – первое в Тульской губернии всесословное училище, созданное на общественных началах [2, c. 237]. Инициатива по открытию народных училищ по уездам Тульской губернии в начале XIX в. принад- лежало комиссии об учреждении школ. В конце 1768 г. в уездных городах Тульской губернии не было открыто ни одного училища. 10 марта 1800 г. тульский губернатор издал приказ об открытии народных училищ, и вы- шло правительственное распоряжение об открытии главных народных училищ в 26 губерниях. 22 сентября 1786 г. в Туле было открыто главное народное училище, состоявшее из четырех классов [3, c. 10]. Новосиль- ское общество купцов и городской магистрат г. Белева приняли реше- ние о выделении по 50 рублей на открытие школы. Граждане г. Одоева и г. Белева приняли решение о сборе денежных средств на постройку до- ма для народного училища, на книги и другие расходы было выделено 1000 рублей. Было решено ежегодно перед началом учебного года вносить по 300 рублей [4, c. 103–104]. Различие в рапорте Одоевской думы от Бе- левской заключалось в том, что первая на содержание училища обязалась вносить по 300 рублей, а последняя по 600 рублей. История открытия народных училищ показывает, что в начале XIX в. инициатива частной благотворительности не была развита, общество недооценивало необхо- димость народного образования. Первоначально указы об открытии народных училищ определяли один источник финансирования – средства приказов общественного приз- рения. Губернаторы в отчетах подчеркивали нехватку средств для откры-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=