I Милоновские краеведческие чтения
88 Изучение русской деревни с противоречивостью и сложностью ее эконо- мических, социальных и нравственных проблем; многообразие крестьянской массы, взбудораженной наступлением новых времен, всероссийским земель- ным «расстройством»; разнообразие тех социально-имущественных положе- ний, в котором оказались крестьяне в результате развития капиталистических отношений, и соответственно разнообразие социально-психологических типа- жей «народной среды», возникающие на этой основе сложные нравственные проблемы – для воспроизведения всего этого калейдоскопа новой действитель- ности, ее глубокого осмысления уже тесны были рамки традиционных малых прозаических форм: рассказа, очерка или очерковой зарисовки. Успенский в силу своей писательской индивидуальности разрабатывал цикл проблемных очерков художественно-публицистического характера. К но- вой разновидности очерковой литературы – к очерковому циклу – он шел от своеобразия русской жизни пореформенного времени, понятой им с позиций последовательного демократического мировоззрения, осложненного известны- ми народническими иллюзиями, и воспринятой им в аспектах лучших традиций русской реалистической литературы. В истории русской очерковой литературы последние десятилетия XIX века были временем утверждения проблемного очерка и такой его важной разно- видности, как цикл очерков. Интенсивная разработка проблемного очерка в этот период была обусловлена острой заинтересованностью передовой рус- ской общественности в глубоком познании сущности экономических и соци- альных процессов, происходивших в пореформенной России, искренним стремлением выяснить до конца, до тонкостей обстоятельства и причины тяже- лой жизни демократических «низов», прежде всего крестьянства, с целью поис- ков выхода для народа из создавшегося положения, вызванного наступлением капитализма, несправедливым решением земельного вопроса, остатками кре- постничества, политикой правящих кругов. Всесторонний анализ русского общества, тщательное исследование эконо- мической и социальной сущности наблюдаемых явлений велись по преимущест- ву с позиций последовательного демократизма, воспринявшего и развивавшего традиции и принципы революционной демократии 40–60-х годов. Связь проб- лемных очерков последней трети XIX века с определенными политическими убеждениями была обусловлена тем, что именно в среде революционеров- демократов 60-х годов созрела неудовлетворенность разобщенностью, разроз- ненностью жизненных наблюдений, изолированностью от общего течения рус- ской действительности картин, сцен, фактов, персонажей, которая была харак- терна для «физиологических» очерков 40–50-х годов, а также для многочислен- ных бытовых и жанровых зарисовок 60-х годов. «Отрывки, очерки, сцены, кар- тинки, – вот пища, которую предлагают читателю даже наиболее талантливые из наших беллетристов» [Щедрин 1957 VIII: 461], – писал Салтыков-Щедрин. Демократическая литература 60-х годов осваивала новый жизненный мате- риал. Писатели-демократы посвятили свои творческие усилия изучению народ- ной жизни. С обостренным чувством социальной несправедливости они описы- вали, изображали жизнь разнообразных демократических слоев населения,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=