I Милоновские краеведческие чтения

87 НЕКОТОРЫЕ ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИКИ Г. И. УСПЕНСКОГО Н. Е. Щипицина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, факультет русской филологии и документоведения, II курс магистратуры (очная форма обучения); научный руководитель – Д. А. Романов В основе публицистического мастерства Успенского лежит, с одной сторо- ны, обобщенное осмысление и углубленное социологическое и социально- психологическое исследование коренных проблем общественно-экономиче- ского развития пореформенной России с позиций последовательного демокра- тизма, с другой – тот сплав «образа и публицистики», который и определяет неповторимое идейно-художественное своеобразие его сочинений. Указанные черты творческого метода Успенского имеют большое значение при анализе композиционно-стилистической структуры его произведений. Уже в 60-х годах обнаружился новаторский характер сочинений Успенско- го. Новаторство его творчества заключалось в том, что в его сочинениях были отчетливо намечены основные контуры обобщенного исследования социальной жизни России после 1861 года. Так, в «Нравах Растеряевой улицы» Успенский не ограничивается жизнеописанием своих персонажей. Он раскрывает социаль- ную механику и историю формирования определенных социальных характеров и их психологии. Автор убедительно показывает, как «растеряевщина» порож- дает эти характеры. В «Будке», как уже отмечалось, обнажены всероссийские пружины, приводившие в действие механизм «хватания за шиворот», поэтому- то образ будочника и приобрел символический характер. Идейно-творческим задачам Успенского как нельзя лучше соответствовала форма очерковых циклов, которую он разрабатывал вслед за Салтыковым- Щедриным и одновременно с ним. Общественная потребность в цикле очерков как жанровой разновидности очерковой литературы была обусловлена вставшей перед передовыми публицистами задачей тщательного исследования глубинных процессов народной жизни, основанного на точных жизненных наблюдениях, обобщенного и вместе с тем конкретизированного изучения чрезвычайно услож- нившейся общественно-экономической обстановки пореформенной России. Цикл очерков давал возможность автору обсуждать несравненно более широкий круг актуальных, общественно значимых проблем, чем неизбежно ог- раниченные жанровые рамки одного очерка. Кроме того, очеркист мог подроб- но и обстоятельно остановиться на главном, существенном для него, не только декларировать и аргументировать определенные тезисы, но и дать им художест- венно полноценное истолкование. Естественно, в цикле очерков возникали и разнообразные композиционные возможности для решения сложных идейно- творческих задач, реализация которых в рамках одного очерка по существу не- возможна или весьма затруднительна.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=