I Милоновские краеведческие чтения
71 ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ А. Т. БОЛОТОВА В. С. Мосолова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, факультет русской филологии и документоведения, I курс аспирантуры (заочная форма обучения); научный руководитель – Д. А. Романов Языковая личность – любой носитель того или иного языка, охарактеризо- ванный на основе анализа произведённых им текстов с точки зрения использо- вания в этих текстах системных средств данного языка для отражения видения им окружающей действительности и для достижения определённых целей в этом мире. Также наименование комплексного способа описания языковой способности индивида, соединяющего системное представление языка с функ- циональным анализом текстов [2]. В психологии и в повседневной жизни, говоря о личности, мы выдвигаем на первый план когнитивные аспекты человека, то есть его эмоциональные ха- рактеристики и волю, а не интеллектуальные способности. Однако в случае с языковой личностью ситуация обратная. Однако сделать обоснованные выво- ды об интеллектуальных свойствах человека можно не на всех уровнях владения языком, в связи с чем Ю. Н. Караулов выделил три уровня владения языком: • нулевой уровень (структурно-языковой, семантический) – уровень орди- нарной языковой семантики: «как пройти», «хорошая погода» и т. д. Этот уро- вень языка является нулевым для личности и довольно бессодержательным, по- скольку обычно не позволяет проявить индивидуальность (иногда можно конста- тировать нестандартность вербальных ассоциаций, но это ещё не даёт полного представления о более сложных уровнях языковой личности). Однако этот уро- вень является необходимой предпосылкой для её становления и функционирова- ния. Обычно рассматривается только если речь идёт о втором для человека языке; • первый уровень (лингво-когнитивный) – выявление, установление ие- рархии смыслов и ценностей в картине мира личности. Тут важно отметить, что единой картины мира, даже в рамках одного языка, быть не может. Завершён- ное, непротиворечивое мировоззрение возможно только в рамках установления иерархии смыслов и ценностей для отдельной личности. Однако личное миро- воззрение формируется не в вакууме, а на основе национально-культурных тра- диций, ценностей, идеологий, которые делают возможным создание общезна- чимой доминанты, инвариативной части. Таким образом, первый уровень изу- чения языковой личности, опирающийся на совокупность порождённых ею текстов необыденного содержания, предполагает вычленение и анализ пере- менной, вариативной части в её картине мира, которая является уникальной для данной личности. Этого можно достичь лишь при условии, что базовая, инва- риантная часть картины мира, единая и общая для целой эпохи, исследователю известна, хотя, конечно, такое деление на стабильную и переменчивую части мировоззрения является весьма условным;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=