I Милоновские краеведческие чтения
64 МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР ЛИНГВОРЕГИОНОВЕДЕНИЯ КАК ВУЗОВСКОГО КУРСА Н. А. Красовская Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, профессор кафедры русского языка и литературы При подготовке студентов-филологов, на наш взгляд, большое место должно уделяться тем предметам, которые, позволяют, с одной стороны, суще- ственно углубить и расширить знания, полученные при изучении основных курсов русского языка, с другой стороны, позволяют максимальным образом раскрыться исследовательскому потенциалу студентов, их личным интересам. По нашему мнению, таким курсом может стать курс лингвистического регио- новедения. Под лингворегионоведением мы понимаем изучение всей совокуп- ности языковых проявлений, характеризующих определенный регион. Появле- ние и развитие регионоведения связано с процессами регионализации совре- менного мира. Регионы далеко не всегда совпадают в своих границах с админи- стративным членением, то есть не всегда границы региона соответствуют гра- ницам автономных республик, областей, районов и т. д. Еще одна отличитель- ная особенность регионоведения связана с тем, что это научное направление изначально носит междисциплинарный характер. Исследователи О. В. Зиневич и Е. А. Рузанкина, определяя характер регионоведения, замечают: «Объект ре- гиональных исследований конструируется как комплексный – сложный, много- сторонний, с множеством элементов и взаимосвязей между ними, структурой, функциями, характером и разнонаправленностью изменений – в зависимости от предметной области научного исследования» [1, с. 159]. О лингворегионоведе- нии размышляют и Т. В. Бахвалова, и Т. Ф. Новикова и др. На наш взгляд, междисциплинарный характер лингворегионоведения за- ключается во взаимосвязи с иными лингвистическими дисциплинами и дисци- плинами, не являющимися лингвистическими. Во-первых, остановимся на том, в чем именно проявляется связь лингво- регионоведения с блоком лингвистических областей знания. Данный курс прежде всего связан со всем многообразием курсов, рассматривающих со- стояние современного русского литературного языка. Ведь во многом знание норм литературной формы языка, самой структуры языка, его общей характе- ристики позволяет наблюдать целый ряд отклонений, которые встречают- ся, например, в городском просторечии, позволяет анализировать языковые структуры, составляющие картину лингвистической характеристики той или иной территории. Например, часто в речи и молодого, и среднего поколений нашего города встречаются образования типа Пролетарка, Восточка, Рязанка и др. Анализируя подобные образования, мы прежде всего обращаем внима- ние на способ образования данных неофициальных названий районов, улиц города. А для этого мы должны иметь представление и о способах русского словообразования.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=