I Милоновские краеведческие чтения

61 ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ «ШКОЛЬНОГО СЛОВАРЯ ДИАЛЕКТНОЙ ЛЕКСИКИ ГОВОРОВ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ ВДОЛЬ ВЕРХНЕГО ТЕЧЕНИЯ РЕКИ НЕПРЯДВЫ» Л. В. Кильмаматова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, факультет русской филологии и документоведения, I курс магистратуры (очная форма обучения); научный руководитель – Н. А. Красовская Особенности диалектной речи мы можем наблюдать чаще всего у сельских жителей старшего поколения. Так как диалектная лексика находится на грани исчезновения, возникает необходимость создания словарей диалектной лекси- ки. Проблема составления диалектных словарей является весьма актуальной для многих регионов нашей страны. Существует несколько типов диалектных словарей. Большинство област- ных словарей содержит только диалектные лексические единицы. Такой прин- цип составления региональных словарей называется дифференциальным. Составлением словарей диалектной лексики активно занимаются мно- гие учёные, например, О. Г. Гецова, Е. А. Нефёдова, О. И. Блинова, С. А. Мыз- ников и мн. др. Например, А. И. Оссовецкий был главным редактором «Словаря русского народного говора», представляющего собой опыт лексикографической ин- терпретации говора с. Деулино Рязанского района Рязанской области. О. Г. Гецова и Е. А. Нефёдова являются редакторами многотомного «Архан- гельского областного словаря», в котором представлена лексика современных архангельских говоров [1, с. 5] и т. д. Ряд лингвистов озабочен и созданием школьных диалектных словарей как особой разновидности региональной лек- сикографии обучающего типа. Например, «Школьный диалектный словарь Приамурья», составителями которого являются О. Ю. Галуза, Л. В. Кирпи- кова, Н. П. Шенкевец. В данном словаре представлена диалектная лексика и фразеология русских говоров Приамурья, отражающая самые важные сторо- ны жизни амурских жителей, особенности их мировосприятия, народную язы- ковую картину мира [2, с. 2]. В ходе наших экспедиций в 2013–2018 гг. в следующие населенные пунк- ты, расположенные вдоль верхнего течения реки Непрядвы: д. Красный Холм, д. Алексеевка, д. Пруды, с. Никитское и с. Непрядва, был собран определённый лексический материал. На основании собранного материала мы составили сло- варь диалектной лексики говоров населенных пунктов, расположенных вдоль верхнего течения реки Непрядвы для школьников. Изучение народного языка является основой лингвокраеведения, т. е. познания культуры народа через его язык. Это необходимо для того, чтобы школьники, коренные жители данной территории, а также Тулы и Тульской области в целом, помнили свою культуру и историю развития языка.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=