I Милоновские краеведческие чтения
57 ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ, РАСПРОСТРАНЕННЫЕ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД С СЕРЕДИНЫ ХХ ВЕКА ДО НАШИХ ДНЕЙ П. В. Дорожкина, А. С. Трушкина Учащиеся 10 класса ГОУ ТО «Яснополянская школа им. Л. Н. Толстого»; научный руководитель – Н. А. Красовская «Антропонимика – совокупность именований людей – включает личные имена (Елена, Сергей) с различными производными (Леночка, Сергунчик), от- чества, фамилии...» [1, с. 3]. Такое определение антропонимики даётся в кол- лективном академическом труде «Антропонимика», изданном в 1970 году. Наверное, каждый из нас когда-либо задумывался о тайном значении сво- его имени, о его происхождении. Ведь имя любого из нас замечательно и важно. Ещё наши предки считали имя чем-то очень личным и значимым, часто скрывали свои имена, боясь сглаза или порчи. Религиозный философ П. А. Флоренский го- ворил о том, что существует тайная и необъяснимая гармония между именем человека и событиями его жизни, что имя – тончайшая плоть, посредством ко- торой объявляется духовная сущность. Антропонимы имеют свою собственную историю, свои этапы развития. У разных этносов имена имеют своеобразную структуру и характеризуются оп- ределенным единством своей внутренней организации. Например, учеными при проведении этнографических исследований было отмечено, что у исландцев нет фамилий. Чеха, поляка, болгарина чаще всего не называют по отчеству. У некоторых народов Океании нет ни фамилий, ни отчеств. Антропонимика часто помогает узнать корни имени, раскрыть лингвистические загадки имени того или иного народа. В антропонимике рассматривается мода на личные имена. И она постоянно меняется, так же, как меняется мода вообще (на одежду, на автомобили и др.). Имена людей (в большинстве своём) зависят от традиций, места рождения, «духа эпохи». У моды на имена даже есть своя история. Так, «дореволюционная Россия, пользуясь “единым” церковным списком имён, в действительности имела соци- ально-дифференцированный именинник: один для дворян, другой для крестьян, третий для купцов, четвёртый для церковников», – отмечается в статье В. Д. Бондалетова [2, с. 18]. В. А. Никонов в книге «Личное имя – социальный знак» пишет: «Невозможно представить себе в начале нашего века графиню Матрёну или Фёклу, как и крестьянку Тамару» [3, с. 158]. Но именная мода зависит не только от эпохи и социального статуса, но и может зависеть от территории. Предметом нашего исследования стали имена собственные, распространенные среди жителей Тульской области в период с середины ХХ века до наших дней. Так, в ходе нашей работы мы обнаружили большое разнообразие имен. И задались вопросом: как за последние несколько десятков лет менялась мода на имена в Тульском крае?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=