I Милоновские краеведческие чтения
50 ЛИТЕРАТУРНО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ М. Ю. Барабанова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, доцент кафедры русского языка и литературы Федеральный государственный стандарт обучения русскому языку предполагает, в числе прочих, формирование у учащихся культуроведчекой компетенции [6]. Это означает, что учащиеся должны воспринимать язык как «форму вы- ражения национальной культуры» понимать «взаимосвязь языка и истории народа», осознавать «национально-культурную специфику русского языка и русского речевого поведения», владеть «национально-маркированными еди- ницами языка» и «культурой межнационального общения» [3, с. 15]. Таким образом, формирование культуроведеческой компетенции призвано обеспечить не только интеллектуальное, но и нравственное развитие обучаю- щегося, присвоение им системы общечеловеческих ценностей. Культуроведческая компетенция не только способствует формирова- нию национальной идентичности, но и «помогает раскрыть содержание ин- вариативного аспекта национально-регионального компонента образования» [3, с. 15], который направлен на «воспитание у учащихся любви к «малой ро- дине», обеспечивает осмысление учащимися языковых фактов, специфичных для определенного региона России, создает условия для усвоения школьни- ками социального опыта, способствующего их успешной социальной адап- тации» [5, с. 2]. Многие современные методисты указывают, что в процессе форми- рования культуроведческой компетенции очень важен текст [3, с. 26]. Он яв- ляется и непосредственным дидактическим материалом для анализа языковых единиц, и средством развития речи учеников, и способом духовно-нравст- венного воспитания. Нельзя не согласиться с мнением, например, Н. Носовой, которая утверж- дает, что особенно важны тексты краеведческого характера [5, с. 2]. На наш взгляд, именно краеведческий текст даёт возможность реализовать: 1) когнитивный компонент в формировании и языковой (непосредственно изучаемый на уроке программный материал по теме), и культуроведческой (сведения из истории или современной жизни данного региона) компетенций; 2) деятельностный аспект формирования языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций при совершении языковых и речевых дейст- вий в рамках предложенных заданий по данному тексту; 3) мировоззренческий аспект при формировании культуроведческой ком- петенции за счёт анализа содержания текста.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=