I Милоновские краеведческие чтения

5 нее 15-го мая (Николин день, по старому стилю, – 9 мая) [3]. Новорожден- ный – это последний ребенок Толстого – Ванечка, который родился в Москве 31 марта 1888 г. Далее Садовской описывает день Толстого: «Утром проворно встает, рас- чесывает бороду, убирает постель, кушает яйца всмятку». В реальности, судя по письмам Толстого к жене, он придерживался вегетарианского рациона, не ел мяса, но в больших количествах употреблял простоквашу, находя ее весьма по- лезной для своего организма. В 6-й главе представлен портрет Толстого, добавляющий новые черты к негативному образу: «На неприветливом широконосом лице супятся мед- вежьи брови; граф крут и вспыльчив, но, следуя галилейскому плотнику, стара- ется сдерживать себя». Затем следует эпизод, по всей видимости, придуманный Садовским: «На- кануне читал он мужикам «Власть тьмы». – «Понравилось, ребята?» – «Как те- бе сказать, Лев Миколаич? Микита поначалу ловко повел дело, а под ко- нец сплоховал». И кто же сморозил эту пошлость? Гениальный Федька, тот самый Федька, что четверть века назад был гордостью старой Яснополянской школы». Федька – в реальности крестьянин Василий Морозов, который начал учиться в толстовской школе в 1859 году. Толстоведы называют его любимым учеником Толстого. Именно он под именем Федьки фигурирует в знаменитой статье «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?». Данным эпизодом Садовской стремится показать, что толстовское уче- ние не пошло крестьянским детям в прок, не сделало из них прекрасных ду- шою людей. Толстой у Садовского живет по «двойным стандартам»: проповедует отказ от вредных привычек, а сам курит сигару «за вегетарианским супом»; призыва- ет людей к любви и единению, а сам нервничает, раздражается, с неприязнью относится к Н. Ф. Федорову – библиотекарю Румянцевского музея, истинно ве- рующему человеку, который «жизнью своей исполняет все то, о чем только мечтает граф». В реальности, познакомившись с Федоровым в 1878 г., Толстой увлекся его идеями, восхитился его образом жизни и твердостью убеждений. Несмотря на то, что в 1891–1892 гг. между мыслителями произошел разрыв и они прекрати- ли общение, Толстой, по свидетельствам современников, неизменно отзывался о Федорове с уважением. Окончательное снижение образа Толстого происходит в сцене его встречи со скотницей Марьей: «– Марьюшка, мочи нет: пойдем. – Ой, ваше сиятельство, как можно: графиня узнают. – Не узнает; пойдем, Марьюшка, пойдем, голубка». Садовской воспроизводит стереотипное представление о половой распу- щенности Толстого, еще раз акцентируя внимание на том, что образ жизни гра- фа противоречит его учению. В реальности, будучи женатым человеком, Толс-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=