I Милоновские краеведческие чтения

44 давший название циклу: «Разноцветный снег летит, летит…». Как и Анненский, Картавцева наделяет белый снег цветом. И как у Анненского, снег Картавцевой тает. Но если у русского лирика серебряного века тающий снег символически соотносится с человеком, предчувствующим свою смерть, то у нашей совре- менницы тот же образ – это метафора ускользающей красоты. Прекрасный снег на глазах превращается во что-то безобразное: Не успев побыть самим собой, Грязной лужей плещет в котловине. Еще одно отличие заключается в том, что Анненский описывает последний снег «На томительной грани Всесожженья весны». У Картавцевой, напротив, тающий снег – это первый снег, который исчезает, потому что еще нет морозов. Первому снегу посвящено одноименное стихотворение В.Я. Брюсова. Всё обыденное, благодаря снегу, превращается в нечто волшебное, похожее на сказку или сон: Этот мир очарований, Этот мир из серебра! Преображается и жизнь людей, и жизнь природы, наполняется чем-то «но- вым и святым». Лирический герой очарован первым снегом. Он как будто и не верит, что всё происходит наяву, что это не сон. Почти то же и у лирической героини Картавцевой в стихотворении «Пер- вый снег». Она собиралась в гости, но так туда и не попала, «до вечера бродила, Созерцая, как порхает новорожденный снежок». Снег преображает город, воз- вращает лирическую героиню в детство, делает ее зрителем волшебного спек- такля, который разыгрывают на улицах Тулы ангелы небесные. В художественном мире Екатерины Картавцевой снег и ангелы – явления одного порядка. Поэт вспоминает случай из детства: «Во время одной из наших поездок за новогодним деревом, я нашла в снегу фигурку, вырезанную из твёр- дого линолеума. Наверное, её обронил кто-то из ребятишек, ездивших, как и я, с родителями в лес. Фигурка была странная, я никогда такой не видела: босой человек, на нём накручена одёжка из марли, из марли же сделаны крылышки, в руке – рожок. <…> Было в этом происшествии что-то очень особенное, что запало в самую душу и позже определило меня как личность творческую» [1]. В одном из стихотворений сборника «Стихи на снегу» Екатерина воспроизво- дит эту историю из детства: Поутру в ельнике найденный мной вестник в царском венце С быстрыми крыльями за спиной, ясным огнём на лице. Снег часто связан у нас с детскими воспоминаниями, с мыслями о чудес- ных праздниках – Рождестве и Новом годе. Их образы возникают у Б. Пастер- нака в стихотворении «Снег идёт». Снег – предвестье этих праздников и одно- временно символ быстротечности жизни: «Не оглянешься и святки. Только промежуток краткий, Смотришь, там и новый год». Быстротечность времени передает динамичный повтор строчки «Снег идёт». Сначала снежинки – «белые

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=