I Милоновские краеведческие чтения

33 собно направить жизнь в нужное русло. Но все это возможно в том случае, если произведение искусства будет исполнено искренне, «с душой», и таким же дол- жен быть человек, воспринимающий его. Данный эпизод дает характеристику Наташе и Николаю Ростовым, их внутреннему миру, показывает роль настоящего искусства в жизни человека. Совершенно особое место в музыкальном мире Толстого с детства занима- ли народные песни. Писатель очень любил, когда его дочери Таня и Маша пе- ли яснополянские песни, но особенное удовольствие доставляло ему исполне- ние этих песен его свояченицей Татьяной Андреевной Кузьминской, послу- жившей прототипом Наташи. Не случайно в роман включена сцена, которая раскрывает отношение юной графини Ростовой к народной музыке. Это эпизод, когда после охоты Наташа с Николаем и Петей поехали к дядюшке. Юная Рос- това была восхищена звуками балалайки, на которой играл Митька-кучер, а когда заиграл на гитаре сам дядюшка, восторг героини было безграничен. Центральным местом данного эпизода стал танец Наташи. Николай, глядя на сестру, немного боялся, что она сделает что-то не так. Но этот страх скоро прошел, потому что Наташа прекрасно чувствовала и знала, что надо делать. «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, – эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, – этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de shale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка» [1, с. 622]. Пляска Наташи восхищает всех, кто ее видит, потому что Наташа естественна и проста, неразрывно связана с жизнью русского народа: «Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна… сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и бархате воспитанную гра- финю, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке» [1, с. 622–623]. В данном эпизоде проявляется очарование души Наташи, ее детская непосредственность, естественность, простота, открытость и доверчивость, и именно народные му- зыка и танец помогают увидеть в ней эти черты, которые и делают ее одним из самых любимых образов Л. Н. Толстого. Таким образом, в романе-эпопее «Война и мир» способность героя воспри- нимать музыку является своеобразным критерием, позволяющим увидеть в нем лучшие духовные и душевные качества. А два ключевых эпизода, рассмотрен- ные выше, как нельзя лучше демонстрируют роль искусства в жизни человека. Поэтому при подготовке к итоговому сочинению по такой непростой теме, как «Искусство и ремесло», безусловно, необходимо обратиться к тексту романа- эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Литература 1. Толстой, Л. Н. Война и мир. Т. I–II / Л. Н. Толстой. – Л.: Лениздат, 1984. 2. Толстой, С. Л. Очерки былого / С. Л. Толстой. – Тула: Приок. кн. изд-во, 1975.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=