I Милоновские краеведческие чтения

32 АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ ЭПИЗОДОВ «ВОЙНЫ И МИРА» Л. Н. ТОЛСТОГО В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ Г. С. Миронова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, старший преподаватель кафедры русского языка и литературы Одним из пяти направлений итогового сочинения в 2018/2019 учебном го- ду является «Искусство и ремесло», которое многими учениками воспринима- ется как самое сложное и непонятное. Это направление предлагает поразмыш- лять о предназначении произведений искусства, о миссии художника и его ро- ли в обществе. Трудность заключается в том, что далеко не во всех произведе- ниях поднимается такая узкая тема, а если она и присутствует, то учащиеся редко обращают на нее внимание. Большие возможности для ее раскрытия пре- доставляет роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир», а именно эпизоды «Пе- ние Наташи» (т. 2, ч. 1, гл. XV) и «Танец Наташи» (т. 2, ч. 4, гл. VII). Как известно, музыка играла большую роль в жизни Л. Н. Толстого. Сын писателя Сергей Львович в своих воспоминаниях «Очерки былого» об отноше- нии отца к музыке писал: «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец» [2, с. 363]. Толстой сравнивал вос- приятие этого вида искусства с погружением в сон, когда картины, образы, чув- ства захватывают человека и вызывают настроения и эмоции, которые испыты- вал композитор: «Музыка есть средство возбуждать через звук известные чув- ства или передавать оные» [2, с. 365]. В «Войне и мире» музыка является одним из средств психологического анализа, она позволяет автору передать смену мыслей и настроений героя. В эпизоде «Пение Наташи» основными действующими лицами являются На- таша Ростова и ее старший брат Николай. Писатель подчеркивает, что вначале эти герои находились в противоположном расположении духа. Наташа полна радости, ощущения полноты жизни. Николай же, наоборот, был расстроен – он проиграл Долохову большую сумму денег, и все виделось ему в мрачном свете. Толстой с большим психологическим мастерством передает внутреннее состояние своего героя, которого раздражает радость сестры, ему тяжело смотреть на этот молодой восторг. Но таково было его состояние до главного события данного эпизода – пе- ния Наташи. В голосе юной Ростовой «была та девственность, нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединя- лись с недостатками искусства пения, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его» [1, с. 416]. Кульминацией данного эпизода являет- ся воздействие пения Наташи на состояние Николая, который вдруг осознал сует- ность своих забот: «Эх, жизнь наша дурацкая!.. Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё это вздор... а вот оно – настоящее...» [1, с. 416– 417]. В этом эпизоде писатель показывает нам силу воздействия искусства на че- ловека. Оно может очистить его душу, показать, что ложно, а что истинно, спо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=