I Милоновские краеведческие чтения

31 и авторитарное управление деятельностью мальчика были оправданы, так как всегда имели под собой веское основание. Капитану удалось внести ещё одно качественное изменение в личность Ва- нятки. Для младшего школьного возраста характерна потребность в признании. Ванятка, чтобы показать свою значимость, рассказывал матросам о своих по- хождениях «моряка парусного флота». Матросы подшучивали на мальчиком: называли корабельные принадлежности и помещения своими именами, и смея- лись, когда Ванятка терялся, не понимая, что ему нужно сделать или куда идти. Капитан объяснил мальчику причину шуток, велел признаться в обмане перед всей командой, и отношение к Ванятке сразу изменилось: шутки прекратились, и матросы начали не просто отдавать команды, а объяснять, что и как делать. «Он завёл меня в рулевую рубку, взял мою руку и вместе со своей положил на штурвал. <...> Ничего, когда-нибудь и я, Ванятка Остужев, поверну ручку теле- графа на «полный вперёд» [2, с. 236]. Так заканчивается повесть. Таким образом, сочетание демократического и авторитарного стиля руко- водства благотворно повлияли на развитие личности мальчика. Ванятка приоб- рел полезные умения и навыки, успешно вошёл в систему взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, его познавательная сфера качественно преобразо- валась. У мальчика появилась цель жизни – освоить профессию моряка и стать капитаном. Литература 1. Лысенко, Е. М. Возрастная психология: Краткий курс лекций для вузов / Е. М. Лысенко – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. 2. Панькин, И. Ф. Начало одной жизни / И. Ф. Панькин. – М.: Гос. изд-во дет. лит. Мин-ва просвещения РСФСР, 1969. 3. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Пед. о-во России, 2004.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=