I Милоновские краеведческие чтения

30 со стороны цирковых артистов, Быстровой и команды «Тайфуна» – убеждение, личный пример, упражнения и обучение, контроль, оценка. Применяемые стили руководства и методы воздействия актуальны и в на- ши дни. Между тем, при анализе изменений личности Ванятки Остужева сле- дует учесть время действия повести – годы НЭПа и начало коллективизации – и особенности характеров взрослых людей той эпохи. Ведущей деятельностью ребёнка младшего школьного возраста является игра, постепенно переходящая в учение. Ванятка пришлось включаться во взрослую жизнь не постепенно, обучаясь через игру, а практически действуя как окружавшие его взрослые. Домна Семёновна старалась подавить личность мальчика: запугивала его, запирала, когда уходила из дома, избивала за малейшую провинность. Но Ва- нятка имел хорошие задатки: любознательность, наблюдательность и способ- ность к самостоятельности. Втайне от Домны он подружился с девочкой Олё- ной и дедом Прохором, у которых научился русскому языку и узнал о город- ских нравах. Таким образом, несмотря на авторитарный стиль руководства личность ребёнка, пусть и по наитию, но развивалась. Произошло преобразова- ние его познавательной сферы. Артисты цирка включили Ванятку в новые для него виды деятельности: мальчик осваивал различные цирковые профессии. Со временем он начал вы- ходить на арену, сначала как ассистент, а потом и с самостоятельными номера- ми. Ванятка успешно вошёл существующую систему взаимоотношений, научил- ся доверять взрослым и учиться у них: «Цирковые артисты, по-моему, самые чуткие люди. Если они видят, что человек интересуется их трудом, они делают всё возможное, чтобы ему помочь» [2, c. 75]. Помимо практического (трудового) обучения, мальчик начал учиться как все дети – Строганов отдал его в школу. За время «путешествий» в компании беспризорников у Ванятки развились такие важные качества, как чувство дружбы и взаимовыручки. У всех ребят появилось ещё одно важное новообразование – жизнелюбие: «Мы знали вооб- ще жизнь и очень любили её» [2, с.155]. Тяжёлые испытания, привычка выживать и невозможность правильно учиться, привели к тому, что у всей компании Ванятки, сложился «хулиган- ский» характер. Поэтому их и отдали в отряд к Елене Ивановне Быстровой. Она была «самым зловредным» воспитателем, никогда не хвалила своих подо- печных, не защищала их, когда администрация колонии назначала наказания, и сама наказывала за провинности: «Кто чаще всех помойки чистит? Мы. Кто чаще всех двор подметает? Мы» [2, с. 171]. Между тем Елена Ивановна сумела расположить ребят к себе, внушила им веру в свои силы. Каждому из компании Ванятки она помогла найти дело своей жизни и создала условия для получения необходимого образования. На «Тайфуне» началось полноценное развитие личности мальчика. Капи- тан, боцман и матросы обращались с ним как с членом команды, который обя- зан соблюдать устав. На Ванятку могли накричать, заставляли исправлять по- следствия «шалостей», приказывали заниматься уборкой помещений и палубы. На первый взгляд, это жестокое обращение с ребёнком, но наказание «голосом»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=