I Милоновские краеведческие чтения
29 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЕСТИ ИВАНА ПАНЬКИНА «НАЧАЛО ОДНОЙ ЖИЗНИ»: ВОЗДЕЙСТВИЕ ВЗРОСЛЫХ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА Е. В. Лобанова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, факультет русской филологии и документоведения, II курс магистратуры (заочная форма обучения); научный руководитель – Е. Л. Райхлина Повесть «Начало одной жизни» – первое произведение Ивана Фёдоровича Панькина – создана в 1956 году. В основу легла автобиография писателя – годы его детства и отрочества. Повесть охватывает около трёх лет жизни мальчика-сироты Ванятки Остужева (возраст примерно от 6 до 9 лет, то есть младший школьный) В этом возрасте происходят существенные изменения в психофизиологи- ческом и в психическом развитии ребёнка: качественно преобразуется познава- тельная сфера, происходит включение в новые виды деятельности, формирует- ся личность, складывается сложная система взаимоотношений со сверстниками и взрослыми [1, с. 134]. На развитие личности ребёнка влияют стили руково- дства со стороны взрослых и методы воздействия. Родителей Ванятки убили бандиты, мальчик жил в доме своего деда. «Про- клятущий», «греховодник», «анчихрист» – вот роль и место мальчика в родной семье. Ребёнок был обузой, поэтому его отдали в город, в услужение торговке требухой Домне Семёновне. У Домны Ванятка прожил около года. Он выполнял всю работу по дому, нянчил ребёнка торговки. Открытие советских магазинов подорвало част- ную торговлю, и Домна избавилась от мальчика – отдала его в цирк. Ванятку взял на воспитание дрессировщик Строганов. Воспитанием мальчика, поми- мо Строганова, занимались берейтор Семён Иванович и другие артисты цирка. Этот период жизни закончился внезапно: Семёна Ивановича направили на работу в цирковую школу, Строганов погиб, а его помощник выгнал Ва- нятку на улицу. Мальчик попал в компанию беспризорников. Ребята несколько месяцев «путешествовали» по стране. Однажды их задержала милиция, и они были от- правлены в Соколинскую воспитательную колонию. В колонии жизнь Ванятки постепенно наладилась, но однажды за ним приехал родной дядя. Ожидания не оправдались, дяде Гордею пришлось бежать из деревни, а Ванятка снова оказался на улице. Случай свёл Ванятку с Григори- ем Ивановичем – капитаном сухогруза «Тайфун». Ванятка в качестве юнги был принят в команду корабля. С момента выезда из дома деда до принятия в команду «Тайфуна» Ванятка значительно изменился. Мы видим два стиля руководства: авторитарный (Дом- на, Быстрова, команда «Тайфуна») и демократический (артисты цирка). Мето- ды воздействия таковы: со стороны Домны Семёновны – внушение и контроль,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=