I Милоновские краеведческие чтения

25 вия киноартистов слишком утрированы и резки. Это недоверие подкрепляется неправдоподобным художественным пространством. Для немого кино важен фон, на котором снимаются кадры. Ведь с отсутст- вием реплик, мы обращаем внимание на общую картину фильма. Так, в кино- хронике Александра Осиповича Дранкова образ Ясной Поляны подчеркивает достоверность данных кадров, а в киноленте Якова Протазанова усиливает не- правдоподобность истории, показанной на экране. Для большего контраста в исследованиях нашей темы мы посмотрели фильм Майкла Хоффмана «Последнее воскресение» (2009 г.). Киноленту сни- мали в Саксонии, Бранденбурге, Тюрингии и Лейпциге. Усадьба писателя была полностью воссоздана, но, если Яков Протазанов в своем кино показал картину Ясной Поляны, близкую к реальности, то в кино- ленте Хоффмана дом Льва Николаевича выглядит чересчур вычурно. Мы больше не имеем возможности наблюдать в кинокартине резное крыльцо, ма- ленькие окна, уютный балкончик. Вместо этого, в кадре мы видим просторную террасу, каменный порог, роскошь убранства дома и не намека на простоту, ко- торая так привлекала автора знаменитых произведений. Огромный особняк, становится олицетворением «порочной насыщенности» 1 , перетягивающей на себя все внимание. На контрасте с картиной богатой графской жизни мы можем наблюдать кадры, связанные с природой. Она-то и является символом той сво- боды, которую так искал Лев Николаевич. «Свободы от церковных условно- стей, от привязанности, освобождение от гнева, от всяких предрассудков…». Именно поэтому один из ключевых моментов фильма, когда Толстой подписы- вает отказ от авторства своих произведений в пользу народа, осуществляется на лоне природы. Именно этот контраст делает имение великого писателя не про- сто фоновым местом, а действующим персонажем, живым образом. Замысел фильма Хоффмана опирается на движение идей толстовства, а не на образ самого писателя. Это и приходится на сегодняшний день главным от- личием современного кино. В кадре усадьба приобретает лишь отражение идей писателя, а олицетворение самого Льва Николаевича отходит на второй план. В заключение следует отметить, что не важно: десять лет назад или сто во- семь были сняты киноленты. Мы увидели и подлинные кадры Ясной Поляны, и её воссозданные версии. Во всех трех фильмах она является не просто знамени- тым местом Тульского края, не фоном, на котором происходят действия, а знако- вым топосом, отражающим как идеи великого старца, так и образ его самого. Литература 1. Лебедев, Н. А. Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918–1934 го- ды [Электронный ресурс] / Н. А. Лебедев. – URL: https://www.bookol.ru/ spravochnaya_literatura_main/iskusstvo_i_dizayn/171706/fulltext.htm (дата обра- щения: 03.11.2018). 2. Робер Брессон. Заметки о кинематографе / Пер. с фр. М. Одэль; Отв. ред. В. Зацепин. – М.: Rosebud Publishing, 2017. 1 Эта и последующая цитаты взяты из фильма М. Хоффмана «Последнее воскресение» (2009 г.)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=