I Милоновские краеведческие чтения
24 ОБРАЗ ЯСНОЙ ПОЛЯНЫ В КИНЕМАТОГРАФЕ Е. С. Красноухова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, факультет русской филологии и документоведения, II курс (очная форма обучения); научный руководитель – Е. Л. Райхлина В рамках данной статьи мы рассмотрим специфику отображения Ясной Поля- ны в раннем отечественном и современном зарубежном кинематографе, что позво- лит нам понять: изменилось ли восприятие образа усадьбы с течением времени. «Кинематограф есть письмо при помощи движущихся образов и звуков» [2, 10] такое определение когда-то дал знаменитый французский режиссер Ро- бер Брессон. Он также утверждал, что «фильмы – это исторические документы для архивов» [2, с. 10]. Ведь этот вид искусства начал процветать в конце XIX века, но всецелый интерес публики завоевал в XX веке [1]. Поэтому кине- матограф времён Толстого – это важные документы, которые являются куль- турно-историческим достоянием. В период 1908–1910 гг. Александр Осипович Дранков снимает свою кинохро- нику, посвящённую Льву Николаевичу Толстому. Это был первый случай появле- ния писателя на экране. Документальные фильмы показывают его отъезд из Ясной Поляны в Москву, жизнь в имении, смерть великого писателя и прощание с ним. В общей сложности, если соединить все фрагменты, снятые Дранковым, кинохроника длится десять минут. За это время режиссёр успевает раскрыть образ Льва Николаевича Толстого на фоне его имения. Анализируя фильм в контексте репрезентации образа Ясной Поляны, стоит отметить, что А. О. Дранков снимает фрагменты своей кинокартины в самой усадьбе. Ясная Поляна в кадре становится не просто имением Льва Николаевича Толстого, а его олицетворением. Образ усадьбы также важен, как и образ самого писате- ля. Дом, на фоне которого Толстой встречается со своими крестьянами, сад, где гуляет писатель со своей супругой, балкон, где отдыхает сам Лев Николаевич, – это всё дополнения к образу гения русской литературы. Здесь он жил, творил, разочаровывался и радовался. Этот факт делает кинохронику Александра Оси- повича Дранкова уникальной, актуальной для просмотра и правдивой. Полной противоположностью киноленте Дранкова становится первый ху- дожественный с использованием хроники двухсерийный фильм Якова Прота- занова «Уход великого старца» (1912 г.). Кинолента снималась в Киеве. Ясную Поляну полностью воссоздали в кадре: комната, в которой спорят супруги Тол- стые, знаменитые башенки ворот усадьбы. Художественное пространство фильма узнаваемо, но не реалистично. Из-за этого действиям на экране совер- шенно отказываешься верить. Как говорилось ранее, репрезентация Ясной По- ляны в кинематографе – это олицетворение Льва Николаевича Толстого. В фильме Протазанова такой связи не происходит. Мы не верим актёрам: вид- но, что их возраст не соответствует ролям, которые они играют, а также дейст-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=