I Милоновские краеведческие чтения

22 Плясовые песни исполнялись, как этого и требует жанр, в быстром тем- пе, и могли иметь четырехдольный и шестидольный размер. В нотах можно встретить синкопы, что связано со смещением ударения в словах, которое свойственно многим народным текстам. Пляски устраивались с приходом весны (в Тульском крае принято различать Первую весну с марта до Пасхи, и Вторую весну от Пасхи до Троицы), на свадьбах; осенние пляски испол- нялись на покровских ярмарках, а традиционные зимние пляски характер- ны для Рождества и Масленицы. Примерами плясовых песен принято считать: «На столике самовар», «У ворот сосна зеленая», «А, кто ж у нас хорош», «Ой калина, ой малина». Величальные песни характерны для свадебного обряда. Время для прове- дения свадьбы выбирали на масленичной неделе. Свадьбы принято было играть весной на Красную горку. По характеру величальные песни относятся к лири- ческим. Нередко жениха и невесту по сюжету заменяют птицы («Как во горни- це два голубя»), боярами («По сеням, да по сенюшкам»). Часто в песнях можно заметить смену размера («От горницы до горницы»). А также величальные песни туляки исполняли на Масленицу для изготов- ленных кукол, которые символизировали Пост и Масленицу. Календарно-обрядовые песни – особая категория народного песенного ма- териала, связанная с праздниками, с явлениями природы и крестьянским тру- дом в разное время года («Пастух скотину выгоняет», «Ударили морозы»). Об- ряды Тульского края можно разделить на два периода: зимнее солнцестояние и летнее солнцестояние. Необычный праздник «Крещение кукушки» приходится на летнее солнце- стояние. В этот день туляки слушали кукушку и гадали, кому, сколько жить от- мерено. Исполнялись песни «Где кукушечка кукует», «Куковали две кукушки». Выделяются песни на Троицу, которые получили название «Гуления». Эти пес- ни исполняются всего на трех нотах в различном расположении. В особую категорию входят песни, не имеющие словесно-смыслового текста, которые исполняются с различными слогами (их еще называли песни «под язык»). Эти песни являлись звукоподражанием инструментам. Подобные вокальные подражания плясовым инструментальным наигрышам распростра- нились в сельских местностях, где народные инструменты были редкостью («Лё – ли – ля», «Ти – ри»). Меньшее разнообразие бытовало среди народных музыкальных инстру- ментов. Одним из самых популярных инструментов у крестьян была балалайка, чаще всего самодельная. Однако к концу XIX века струнный инструмент усту- пает место гармонике. А в 1870 году Н. И. Белобородовым в Туле была создана хроматическая гармоника, более известная как тульский баян. В 1886 году Н. И. Белобородов организовывает оркестр из любителей гар- монистов-оружейников. Созданный коллектив с успехом выступал в Туле, а затем и в других городах.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=