I Милоновские краеведческие чтения

21 ОСОБЕННОСТИ ФОЛЬКЛОРА ТУЛЬСКОГО КРАЯ А. Ю. Земисева МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 имени Николая Викторовича Кордюкова», учитель музыки Значение Тульской области в культуре России У нашего края богатейшая история, восходящая к эпохе Святой Руси. Ко- нечно, крупнейшим памятником этой эпохи является Куликово поле. Со всех концов нашей страны приезжают верующие в село Себино, которое является родиной святой праведной старицы Матроны, Московской чудотворицы. Издавна Тульский край знаменит своими народными промыслами. Это и самовары, и пряники, и белёвская пастила. Кружевоплетение на тульской земле всегда было одним из самых излюбленных видов женского рукоделия. В современной России белёвское кружево можно назвать брендом нашей об- ласти. Славен наш край и гончарным делом: тульской городской игрушкой и знаменитыми филимоновскими свистульками. А легендарные оружейные мастера сделали Тулу кузницей русского оружия. Культурное наследие нашей родной земли также отличается многообрази- ем и самобытностью. Во всем мире известны имена великих литературных мас- теров Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, И. А. Бунина, чьи судьбы тесно связаны с тульским краем. Не меньшего внимания требует и народное творчество туля- ков. Известные собиратели фольклора XIX века – П. В. Киреевский, И. П. Саха- ров, П. В. Штейн – доказывают нам это своими сборниками. Особенности песенного фольклора Тульского края. Песня на протяжении многих веков была особой частью жизни русского народа. Для тульской народной песни характерно развитое варьирование мело- дических интонаций при исполнении. В основе гармонического языка лежат автентические обороты (T – S – D), фактура изложения песенного материала близка к гомофонной, гомофонно-гармонической и подголосочной. Традиционный песенный стиль Тульского края имеет многие характерные черты, свойственные песенности южно-западных областей. Однако следует от- метить, что отличительной чертой этого стиля является преимущественное раз- витие жанров, связанных с народной пляской. Это плясовые, хороводные и величальные песни. Хороводные песни при исполнении обычно разыгрывались. В центре круга действующие лица обыгрывали содержание песни. В хороводе могли участво- вать как девушки, так и парни. Движение хоровода осуществлялось по кругу, что символизировало отражение солнца. Однако, иногда рисунок движения мог изменяться, и исполнители водили хоровод разрывной цепочкой. Шаг идущих сохранял мерный ритм размера песни, который мог быть двухдольным, трех- дольным и четырехдольным. Примерами хороводных песен Тульского края мо- гут служить: «Тихий и легкий перевоз», «Хмель моя, хмелинушка», «Верный наш колодец», «Не я, не я черноброва», «В саду ягодка – малинка».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=